В Беларуси за девять месяцев 2021 года цена на топливо повышались 29 раз на одну копейку. Как правило, власти каждый такой скачок связывали с ростом нефтяных котировок. Однако есть ряд других факторов, которые не позволяют ценам на бензин и дизтопливо не только снизиться, но и значительно вырасти.

Что происходит с ценами на нефть?

28 сентября стоимость нефти Brent впервые с октября 2018 года превысила 80 долларов за баррель. Рост котировок  почти в 2 раза в текущем году обусловлен восстановлением спроса и мировой экономики в целом. Этому способствовали темпы вакцинации населения от COVID-19 и смягчение локдауна в разных странах. Еще одним фактором, повлиявшим на стоимость нефти, стало снижение добычи в Мексиканском заливе из-за урагана Ида.

Благоволит нефтяным котировкам и ситуация на рынке природного газа. В настоящее время наблюдается беспрецедентный рост спотовых цен на «голубое топливо» в Европе. Эксперты полагают, что многие компании будут вынуждены использовать нефтепродукты для производства электроэнергии ввиду дефицита или дороговизны газа.

Аналитики Goldman Sachs повысили прогноз по цене сорта Brent с 80 до 90 долларов за баррель на конец года. Дефицит нефти на рынке «не удастся устранить в ближайшие месяцы, поскольку его масштабы превышают желание и возможности ОПЕК+ наращивать объемы», считают аналитики инвестбанка.

Bank of America предупредил, что если зима в Северном полушарии окажется холоднее, чем обычно, то цены на нефть в течение ближайших шести месяцев могут достичь 100 долларов за баррель.

Сейчас медианный прогноз аналитиков составляет 77 долларов за баррель на четвертый квартал 2021 года и 72 доллара за баррель на 2022 год, пишет РБК.

Где Беларусь покупает нефть?

В Беларуси добывают примерно 1,7 млн тонн нефти в год. При этом два НПЗ в Новополоцке и Мозыре способны суммарно перерабатывать до 24 млн тонн в год. Однако заводы не работают с полной загрузкой: перерабатывая суммарно 14-18 млн тонн нефти в год. То есть львиную долю нефти Беларусь вынуждена импортировать.

Источник — https://pixabay.com/

Какие объемы переработки сегодня, достоверно сложно сказать. После введения западных санкций в Беларуси прекратили публиковать статистику по купли-продаже нефти и нефтепродуктов.

Исторически Россия являлась крупнейшим и периодически единственным поставщиком нефти в Беларусь. Это было даже в 2020 году, когда целый первый квартал крупные нефтяные российские компании не поставляли сырье в Беларусь.

Как следует из отчетов российской трубопроводной монополии «Транснефть», ведущие российские компании с мая 2021 года также не отправляют нефть на «Нафтан», который находится под американскими санкциями. Тем не менее все это время новополоцкий НПЗ стабильно работает.

Заместитель гендиректора по коммерческим вопросам «Нафтана» Глеб Макаревич в кулуарах конференции «Рынок нефти и газа Республики Беларусь» 30 сентября сказал, что завод производит продукцию в плановом режиме и размещает ее на традиционных и новых рынках. Отвечая на вопрос об уровне загрузки нефтеперерабатывающих мощностей, Макаревич сказал, что завод работает в условиях «оптимальной загрузки» в зависимости «от стоимости барреля нефти и потребности рынка в нефтепродуктах».

Ранее руководство «Нафтана» сообщало, что в третьем квартале объем нефтепереработки на НПЗ составит около 2 млн тонн, что соответствует уровню второго квартала. В годовом исчислении получается около 8 млн тонн. Примерно столько же может переработать и Мозырский НПЗ. В правительстве Беларуси говорили, что Россия в 2021 году готова была поставить 18 млн тонн нефтяного сырья.

По словам участников рынка, поставки российской нефти в Беларусь сохраняются, несмотря на санкции. При этом нет официальной информации о поставщиках.

У Беларуси также имеется договоренность с госнефтекомпаний Азербайджана на поставку в 2021 году до 1 миллиона тонн нефти.  За истекший период 2021 года на переработку на Мозырский НПЗ поступило около 450 тыс. тонн нефти.

Чем привлекательно российское сырье?

Беларусь покупает российскую нефть Urals в привязке к мировым котировкам за минусом экспортной пошлины, которая с 1 октября составляет 62,8 долларов за тонну. То есть сырье для Беларуси выходит примерно на эту сумму дешевле, чем российские компании продают в другие страны.

Справедливости ради надо сказать, что российские нефтяники для сохранения привлекательности поставок нефти в Беларусь включают в цену еще премию в размере 10-12 долларов за тонну. Размер поощрения стал причиной паралича поставок российской нефти в Беларусь в первом квартале 2020 года. По итогу правительства двух стран договорились о частичной компенсации. Но сохранилась ли эта опция на текущий год официально не сообщалось.

Однако налоговый маневр в России, который предполагает к 2024 году обнуление экспортной пошлины на нефть с синхронным повышением налога на добычу полезных ископаемых, приближает стоимость нефти для белорусских НПЗ к мировой. Если в 2018 году белорусские НПЗ покупали нефть по цене около 75% от мировой, то в 2021 году — уже 88-90% от мировой.

От чего зависят цены на топливо?

Источник — https://ru.freepik.com/

В концерне «Белнефтехим», который является регулятором белорусского топливного рынка, поясняли, что цены на нефтепродукты в Беларуси зависят от стоимости нефти, курса валют, налоговой нагрузки, уровня цен в сопредельных государствах и ряда других показателей. Остановимся на каждом из этих моментов подробнее.

Как уже говорилось, Беларусь сейчас платит около 90% мировой стоимости нефти, поэтому колебания котировок не могут не влиять на цену готового продукта в виде топлива. В затратах НПЗ стоимость нефти занимает более 80%.

Заводы покупают нефть за доллары, но расчеты внутри Беларуси за топливо идут в белорусских рублях. Поэтому обменный курс также влияет на стоимость.

В цену топлива в Беларуси включены акциз и НДС. Правительство сохранило в 2021 году акцизы на топливо на уровне 2020 года. Это сделано для облегчения налоговой нагрузки для НПЗ, которые и так работают на минимальной рентабельности. Быть убыточными им нельзя, потому что оба завода завершают модернизацию и им надо выплачивать кредиты. Инвестпроекты потянули свыше 1 млрд долларов каждый.

Рентабельность ограничена и у АЗС. Владельцы заправок утверждают, что продажа топлива для них особой прибыли не приносит, а где-то даже и убыточна, поэтому АЗС вынуждены зарабатывать на продаже сопутствующих товаров. Достаточно сказать, что «Белоруснефть», которая контролирует 70% топливного рынка, сейчас делает фокус на развитие ритейла, общепита, интернет-торговли. А в сентябре в Гродно открылся первый магазин «Белоруснефти», который не привязан к заправочной станции.

Кроме того, власти указывают на то, что важно не допускать большого разлета цен с приграничными российскими заправками. Чем меньше транзитные перевозчики и обычные люди будут заправляться в Беларуси, тем меньше казна получит акцизов и соответственно доходов. Кроме того, есть риск «серых» перетоков топлива из России.

Рост цен на топливо также давит на стоимость других товаров, в производстве которых в числе расходов имеется топливо. Это в свою очередь раскручивает инфляцию, которая в сентябре в годовом измерении приблизилась к 10%.

Почему в 2020 году топливо в Беларуси не подешевело соразмерно нефти?

В «Белнефтехиме» это объясняли стратегией сглаживания пиков роста и падения цен. Ее смысл состоит в том, что цена на топливо не снижается на такой же процент, как падает стоимость нефти, но и не дорожает таким же темпом в периоды роста нефтяных котировок. В 2021 году нефть подорожала на 35%, а цены на топливо увеличились на 15%.

В 2018 году зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов заявил, что «мы понимаем интересы государства, стремление сохранить социальную цену на один из важных продуктов для отечественных потребителей — автомобильное топливо». В то же время «со своей стороны мы ставим вопрос о том, что для поддержания нефтеперерабатывающей отрасли в работоспособном состоянии, для возможности проводить реконструкцию, развиваться, получать продукты, которые будут удовлетворять существующим и перспективным требованиям качества, должно быть четкое, прозрачное ценообразование внутри страны».

В принципе в последние три года «Белнефтехима» пытается плавно корректировать цену не более чем на 1 копейку в неделю с учетом котировок и условий работы НПЗ. В результате в 2019 году цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 28 раз, в 2020 году — 16 раз. За девять месяцев 2021 года цена на топливо повышались 29 раз на 1 копейку. Поэтому с 28 сентября цена 1 литра бензина АИ-92 не должна превышать 1,99 рубля, АИ-95 – 2,09 рубля, АИ-98 – 2,31 рубля, ДТ – 2,09 рубля.

Когда цена российской нефти для Беларуси была 50-70% от мировой, то поставки на внутренний рынок субсидировались за счет продаж на экспорт. Потом зарабатывать на внешних рынках стало сложнее. Поставки через порты стали низкомаржинальными. Единственным премиальным рынком осталась Украина. НПЗ оказались не в состоянии оказывать большую поддержку внутреннему рынку и поддерживать «социальные цены» на топливо.