Виталий Вячеславович Сахарчук,
начальник отдела по надзору за соответствием закону
судебных постановлений по гражданским делам
прокуратуры Гомельской области

Вступившие в законную силу судебные постановления (решения и определения), кроме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам должностных лиц, указанных в ст. 439 ГПК.

Так, протест в порядке надзора вправе приносить:

— Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

— заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, заместители Генерального прокурора — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

— председатели областных, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска — на решения и определения районных (городских) судов и определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов по апелляционным (частным) жалобам и (или) апелляционным (частным) протестам (ст. 439 ГПК).

Одним из поводов к истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются надзорные жалобы юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением (абз. 2 ч. 2 ст. 436 ГПК).

Содержание надзорной жалобы и иные условия ее подачи подробно регламентированы в ст. 437 ГПК, однако практика показывает, что лицам, подающим жалобы, часто требуется толкование положений данной статьи.

При этом следует отметить, что несоблюдение требований данной статьи является основанием для возвращения надзорной жалобы со ссылкой на п. 1 ст. 438 ГПК.

По сути самого содержания надзорной жалобы (ч. 1 ст. 437 ГПК) вопросы, как правило, не возникают. Так, надзорная жалоба должна содержать:

— наименование должности, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица, которому адресуется надзорная жалоба;

— фамилию, собственное имя, отчество (наименование) лица, подающего надзорную жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле;

— указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием их места жительства (места пребывания) или места нахождения;

— указание на суды, рассматривавшие дело в первой и апелляционной инстанциях, и содержание принятых ими решений;

— указание на судебное постановление, которое обжалуется;

— указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего надзорную жалобу.

В настоящее время единственной возможной формой подачи надзорной жалобы является письменная форма. По этой причине электронные обращения о несогласии с судебными постановлениями в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» оставляются без рассмотрения по существу.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» действие настоящего Закона не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в числе прочего в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Следовательно, электронная форма подачи обращений в указанной сфере правоотношений неприемлема.

Частым вопросом, возникающим на практике, является толкование содержания ч. 7 ст. 437 ГПК, в которой в числе прочего указано, что к надзорной жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу.

Здесь следует понимать значение прилагаемых документов, выполняющих в своем роде удостоверительную функцию (лицо, не имеющее отношения к спору, не может официально получить заверенные копии указанных документов и, как следствие, оформить надзорную жалобу от имени другого лица).

Также приложение к жалобе именно заверенных копий, т.е. копий с оригинальными оттисками печатей суда, а не их ксерокопий, в некотором смысле предотвращает одновременную подачу жалобы различным лицам, имеющим право принесения протеста, перечисленным в ст. 439 ГПК, поскольку за повторную выдачу копий судебных постановлений взимается госпошлина.

Отметим, что одновременная подача двух жалоб разным должностным лицам суда и прокуратуры, перечисленным в ст. 439 ГПК, в тексте кодекса прямо не запрещена, но является нецелесообразной по следующим причинам.

Во-первых, в подавляющем большинстве случаев надзорная жалоба рассматривается с истребованием дела, а срок ее рассмотрения исчисляется со дня поступления дела к лицу, которому подана жалоба (ч. 1 ст. 442 ГПК). По этой причине при одновременной подаче вторая жалоба будет ожидать, пока дело вернется от лица, рассматривающего первую жалобу. И только с этого момента начнет исчисляться срок рассмотрения второй жалобы.

Во-вторых, в ответе на первую надзорную жалобу могут содержаться аргументы, которые податель жалобы может попытаться опровергнуть при подаче жалобы другому должностному лицу.

В-третьих, если первая жалоба будет удовлетворена, то вторую жалобу заявителю придется отзывать, в том числе возвращать госпошлину за ее подачу, что связано с потерей времени. При этом затраты по уплате госпошлины за изготовление второго экземпляра заверенных копий судебных постановлений, необходимых для одновременной подачи двух жалоб, возмещению не подлежат.

Часто камнем преткновения при подаче надзорной жалобы является обоснование уважительности причин, по которым судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке. Если причины, по которым не была подана апелляционная жалоба, не признаны уважительными должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, это является основанием для возвращения надзорной жалобы (п. 3 ст. 438 ГПК).

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 N 7 «О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора» называет, в частности, подобной уважительной причиной существенное нарушение норм процессуального права, препятствующее подаче апелляционной жалобы (ч. 3 п. 12).

Немаловажными в данном случае являются в числе прочего следующие обстоятельства: заявлялось ли стороной спора требование о составлении мотивировочной части решения суда (п. 1 ч. 1 ст. 305 ГПК), предпринимались ли попытки обжалования судебного постановления суда первой инстанции в апелляционном порядке, направлялось ли ходатайство в суд апелляционной инстанции о восстановлении пропущенных сроков на обжалование в случае их пропуска.

Также приводить обоснование уважительности причин, по которым судебное постановление не обжаловалось подателем надзорной жалобы в апелляционном порядке, следует, если судебное постановление пересматривалось в суде апелляционной инстанции по жалобам иных юридически заинтересованных в исходе дела лиц либо по протесту прокурора.

Согласно ч. 3 ст. 437 ГПК, если надзорная жалоба подается лицом, не являющимся юридически заинтересованным в исходе дела, в ней должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Практике известны случаи, когда различные лица, наделенные правом принесения протеста в порядке надзора, по-разному оценивали уважительность причин, по которым судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке, а также наличие либо отсутствие нарушений прав или охраняемых законом интересов подающих надзорную жалобу лиц, не являющихся юридически заинтересованными в исходе дела.

ГПК прямо не установлено, что на судебные постановления одному и тому же лицу, имеющему право принесения протеста в порядке надзора, не может быть подана повторная жалоба. Существует лишь ограничение, указанное в п. 5 ст. 438 ГПК о том, что, если надзорная жалоба подается повторно тому же должностному лицу, имеющему право принесения протеста в порядке надзора, и не содержит новых доводов о незаконности судебного постановления, она возвращается без рассмотрения.

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурорами области, города Минска (ч. 5 ст. 437 ГПК).

Согласно ч. 4 ст. 441 ГПК должностные лица, имеющие право принесения протестов в порядке надзора, могут приостанавливать исполнение соответствующих судебных постановлений до окончания производства в порядке надзора, о чем извещают орган принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий.

В надзорной жалобе или в отдельно прилагаемом к ней ходатайстве податель жалобы может также поставить вопрос о приостановлении исполнения судебных постановлений. Данное полномочие является правом, а не обязанностью должностного лица, и принятое по этому вопросу решение обжалованию не подлежит.

Здесь также следует отметить типичную ошибку сторон спора, обращающихся с ходатайством о приостановлении судебных постановлений, решения по которым не носят выраженного волевого характера. Например, решения об отказе в удовлетворении исков нематериального характера (о восстановлении на работе, о признании сделки недействительной, о расторжении брака и т.п.) не могут быть приостановлены в принципе, за исключением исполнения данных решений в части взыскания судебных расходов по делу.

Также на практике имеют место необоснованные ходатайства о приостановлении до окончания производства в порядке надзора решения другого органа, в признании недействительным или отмене которого судом по жалобе или иску было отказано.

В соответствии с ч. 7 ст. 437 ГПК к надзорной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины, за исключением случая, когда госпошлина уплачена посредством использования системы ЕРИП и учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве указан в надзорной жалобе либо сообщен суду иным способом при подаче жалобы.

Ставка госпошлины за подачу надзорной жалобы на судебные постановления по гражданскому делу составляет 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы (п. 7 приложения 13 к НК, п. 1 приложения 17 к НК).

Особенности исчисления и уплаты госпошлины при обращении в суды определены в ст. 288 НК, льготы по уплате госпошлины перечислены в ст. 285 НК. Перечень категорий споров и лиц, которые освобождаются от госпошлины при обращении в суд, приведен в п. 1, 2 ст. 285 НК, в органах прокуратуры — в п. 8 ст. 285 НК.

Также освобождаются от госпошлины по судебным делам республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица), судебные исполнители (п. 12 ст. 285 НК).

Согласно п. 18 ст. 285 НК освобождение от госпошлины по судебным делам означает, что плательщики, которым такая льгота предоставлена, не уплачивают ее в бюджет как при обращении в суд с исковыми заявлениями, иными заявлениями, жалобами и ходатайствами, апелляционными, кассационными и надзорными жалобами, так и в том случае, когда обязанность по уплате госпошлины в бюджет возникает по результатам рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 436 ГПК надзорные жалобы подаются в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Надзорные жалобы, поданные по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежат и на основании п. 2 ст. 438 ГПК возвращаются заявителям.

Указанный срок является пресекательным и не может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 154 ГПК.

Исключением являются лишь надзорные жалобы ответчиков на судебные постановления, вынесенные в их отсутствие без своевременного и надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, при условии, что дело не уничтожено в связи с истечением срока его хранения, установленного законодательством.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex