Вопрос: Может ли организация не вносить изменения в бухгалтерский учет на основании отчета и заключения аудиторов (замечания являются несущественными для выражения аудиторского заключения)?

Ответ: В настоящее время меры воздействия на аудируемое лицо в случае неустранения замечаний (нарушений, искажений), установленных по результатам аудита, законодательством не установлены. Но вместе с тем рекомендуем учитывать, что указанное не освобождает организацию от ответственности за допущенные нарушения законодательства, и другие последствия невнесения исправлений.

Обоснование: В законодательстве приведены следующие определения:

— аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности — аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с МСФО или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности (абз. 3 ст. 2 Закона N 56-З);

— аудиторское заключение — документ, составленный аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем в случаях, предусмотренных законодательством, по результатам оказания аудиторских услуг и содержащий выраженное в установленной форме аудиторское мнение (абз. 6 ст. 2 Закона N 56-З);

— достоверность бухгалтерской и (или) финансовой отчетности — степень точности данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, которая

2.позволяет пользователям на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности делать достоверные выводы о финансовом положении, финансовых результатах деятельности, об изменении финансового положения, в том числе о движении денежных средств, аудируемых лиц и принимать обоснованные экономические решения, базирующиеся на этих выводах (абз. 7 ст. 2 Закона N 56-З).

Аудиторское заключение по результатам оказания аудиторских услуг в случаях, предусмотренных законодательством, составляется в соответствии с требованиями законодательства. В иных случаях требования к аудиторскому заключению определяются условиями договора оказания аудиторских услуг (п. 1 ст. 26 Закона N 56-З).

Существенность в аудите — обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, а уровень существенности — совокупный размер допустимых искажений, данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, который не оказывает влияния на качество решений, принимаемых пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании этой отчетности (абз. 4, 5 п. 2 НПАД N 24).

Если по результатам аудита аудиторская организация (аудитор — индивидуальный предприниматель) приходит к выводу, что отчетность аудируемого лица во всех существенных аспектах составлена в соответствии с применимой основой составления и представления отчетности, аудиторской организации (аудитору — индивидуальному предпринимателю) следует выразить немодифицированное аудиторское мнение (п. 7 НПАД N 18).

В случае если отчетность аудируемого лица в целом содержит существенные искажения либо у аудиторской организации (аудитора — индивидуального предпринимателя) отсутствует возможность получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что отчетность аудируемого лица в целом не содержит существенных искажений, аудиторское мнение следует модифицировать и выразить в следующих формах:

— аудиторское мнение с оговоркой;

— отрицательное аудиторское мнение;

— отказ от выражения аудиторского мнения (п. 8, 43 НПАД N 18).

Также следует учитывать, что в соответствии с Законом N 56-З, независимо от вида аудиторского заключения, аудируемые лица обязаны устранить выявленные аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем нарушения и внести при необходимости соответствующие изменения в бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность и (или) налоговые декларации (расчеты) (абз. 5 п. 2 ст. 18 Закона N 56-З).

Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности (п. 1 ст. 3 Закона N 57-З).

За нарушение порядка ведения бухгалтерского или иного учета (составления отчетности) к должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям могут быть применены меры административного воздействия, предусмотренные ст. 12.32 КоАП.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относится, в частности, добровольное прекращение противоправного деяния (п. 9 ч. 1 ст. 7.2 КоАП).

Продолжение противоправного деяния рассматривается как обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 7.3 КоАП).

Административная ответственность предусмотрена также за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), платежа, взимаемых таможенными органами (ст. 14.4 КоАП).

Проведение аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности не освобождает аудируемое лицо от ответственности за допущенные нарушения законодательства (п. 2 ст. 19 Закона N 56-З).

С учетом вышеизложенного рекомендуем учитывать также следующее:

— за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, которая не зависит от величины нарушения и ее существенности (ст. 12.32 КоАП);

— за недоплату или неполную уплату суммы налогов, сборов, выявленные в период проведения аудита, организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии со ст. 14.4 КоАП. При этом обращаем внимание, в частности, на ч. 7 ст. 14.4 КоАП, согласно которой недоплата налога, сбора по результатам аудита может быть рассмотрена как деяние, совершенное умышленно (узнали, но не уплатили).

В настоящее время меры воздействия на аудируемое лицо в случае неустранения замечаний (нарушений, искажений), установленных по результатам аудита, законодательством не установлены.

Но вместе с тем рекомендуем учитывать, что указанное не освобождает организацию от ответственности за допущенные нарушения законодательства, и то, что неустраненные нарушения, искажения в совокупности с выявленными нарушениями при проведении аудита могут повлиять на уровень существенности и соответственно на аудиторское мнение по его результатам (п. 20, 21 НПАД N 18).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex