Ирина Рузова, главный советник
отдела конституционного права управления конституционного
и международного права Национального центра законодательства
и правовых исследований Республики Беларусь

19.03.2019 Совмином и Нацбанком приняты два самостоятельных акта, регламентирующие сходные правоотношения в части определения порядка возмещения расходов, связанных со служебными командировками.

В частности, Совмином принято постановление № 176, которым утверждено Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках <*>.

Справочно
Данное постановление вступило в силу 23.03.2019 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 23.03.2019 (т.е. в отношении работников, направленных в служебные командировки, начиная с 23.03.2019).

Правлением Нацбанка, в свою очередь, принято постановление № 117, утвердившее Инструкцию о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами <*>.

Справочно
Указанное постановление вступает в силу с 01.06.2019.

Нормами Положения Совмина № 176 установлено, что порядок и сроки представления отчета о расходовании аванса, а также возврата неиспользованных сумм аванса определяются законодательством <*>.

Данная норма отсылает к Инструкции Нацбанка № 117.  При этом отчет об израсходованных суммах должен быть представлен работником, получившим денежные средства под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, в бухгалтерию не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки, исключая день прибытия <*>.   В этот же срок производится окончательный расчет нанимателя с работником <*>.

В то же время на основании норм Положения Совмина № 176 окончательный расчет с командированным работником должен быть произведен не позднее 30 календарных дней с даты представления отчета о расходовании аванса <*>.

Из приведенного анализа усматриваются определенные различия в сроках окончательного расчета с командированным работником, а также в подходах к исчислению данных сроков (в одном случае срок исчисляется со дня возвращения работника из служебной командировки, в другом – с даты представления отчета).

В такой ситуации возникает дилемма: каким из НПА следует руководствоваться при решении вопроса об окончательном расчете с работником, вернувшимся из служебной командировки.

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо проанализировать полномочия Совмина и Нацбанка на регулирование правоотношений, связанных с возмещением расходов при служебных командировках, и определить место рассматриваемых актов Правительства и Нацбанка в иерархии НПА.

Так, исходя из преамбулы постановления Совмина № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках», данный акт принят на основании полномочий, предоставленных Совмину ч. 3 ст. 95 ТК, нормами которой предусмотрено, что порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках определяются Правительством или уполномоченным им органом.

В Банковском кодексе не содержится прямого полномочия Нацбанка на регулирование вопросов, связанных с порядком возмещения работникам расходов, связанных со служебными командировками.

Кроме того, исходя из п. 1 Инструкции Нацбанка № 117 расчеты между работником и нанимателем не являются предметом регулирования Инструкции Нацбанка № 117.

Принимая во внимание, что взаимоотношения работника с нанимателем лежат в плоскости трудовых отношений, можно сделать вывод, что специально уполномоченным органом на регулирование порядка возмещения расходов при служебных командировках определен Совмин <*>.

В то же время п. 12 ст. 23 Закона № 130-З установлено, что НПА, принятый нормотворческим органом, имеет большую юридическую силу по отношению к НПА другого нормотворческого органа одного уровня, если нормотворческий орган, принявший такой акт, специально уполномочен на правовое регулирование определенной сферы общественных отношений.

Вывод, что акты Правительства и Нацбанка могут быть отнесены к одному уровню, можно сделать на основании следующего.

Во-первых, с учетом закрепленного в законодательстве статуса Совмина и Нацбанка эти органы не находятся в соподчинении между собой.

Во-вторых, Совмин и Нацбанк обладают правом принятия совместных НПА. Такое право может быть реализовано нормотворческими органами лишь при условии, что один из органов не является вышестоящим по отношению к другому <*>.

Таким образом, нормативные предписания Положения Совмина № 176 в части определения порядка окончательного расчета с работником, вернувшимся из командировки, могут рассматриваться как предписания, имеющие большую юридическую силу по отношению к соответствующим нормам Инструкции Нацбанка № 117.

В дополнение необходимо отметить, что правом дачи разъяснений по вопросам применения нормативных предписаний Положения Совмина № 176 наделено Минтруда и соцзащиты <*>. Разъяснения по применению Инструкции Нацбанка № 117 при необходимости могут быть даны непосредственно Нацбанком как органом, осуществляющим правовое регулирование в области денежного обращения.