Несмотря на то, что центры по обеспечению деятельности бюджетной организации (далее — Центры) начали создаваться с 01.01.2020, до сих пор возникают вопросы взаимодействия их с бюджетными организациями. О том, как Центр взаимодействует с бюджетной организацией, на каких условиях, рассмотрено в материале.

1. Основания взаимодействия

Центры создаются исполкомами областного и базового территориальных уровней с целью совершенствования правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, повышения эффективности использования бюджетных средств (преамбула, подп. 1.1 п. 1 Указа N 475).

Обратите внимание!
Указ N 475 устанавливает право, а не обязанность исполкомов по созданию Центров.

При этом Центры создаются для обеспечения деятельности только бюджетных организаций и только тех, которые включены в перечни бюджетных организаций, обеспечение деятельности которых осуществляется Центрами (подп. 1.1 п. 1 Указа N 475).

Справочно
Организации, субсидируемые из бюджета, а также коммерческие организации и организации без статуса юридического лица в вышеназванные перечни не включены (подп. 3.1 и 3.4 п. 3 приложения к письму Минфина от 28.02.2020 N 6-2-11/3326).
Соответственно, оказывать таким организациям услуги Центры не могут.

Для обеспечения деятельности бюджетных организаций Центрами заключаются договоры об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации в соответствии с типовой формой (далее — договор) (подп. 1.2 п. 1 Указа N 475).

2. Представление Центром интересов бюджетной организации

Центры являются законными представителями обслуживаемых бюджетных организаций в налоговых правоотношениях. Исключение составляют те организации, которые ведут бухучет самостоятельно. Также Центры являются представителями таких организаций по иным вопросам, переданным им в соответствии с договорами (ч. 1 подп. 1.6 п. 1 Указа N 475).

 Пример 1

По общему правилу плательщиками налогов являются бюджетные организации. Вместе с тем в соответствии с нормами ст. 24 и 25 НК плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного представителя, которым и является Центр.

 Пример 2

В рамках полномочий, предоставленных Указом N 475, Центры вправе защищать свои права и законные интересы, нарушенные в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров госзакупок, заключенных Центрами, выступая истцами или ответчиками в судах по данной категории дел. Однако они не вправе представлять интересы бюджетной организации, поскольку не могут оказывать юридические услуги, которые подлежат лицензированию (ч. 5 — 7 письма Минфина N 6-2-11/16026).

По сути, Центры выполняют обязанности бюджетных организаций в том объеме, который определен договором, и несут ответственность, в том числе установленную законодательными актами для бюджетных организаций и их должностных лиц, в пределах переданных им по этому договору обязанностей, функций, документов, имущества и имущественных прав (ч. 2 подп. 1.6 п. 1 Указа N 475).

3. Условия взаимодействия в договоре

Взаимодействие Центра и бюджетной организации начинается с заключения договора между ними.

Виды деятельности, которые могут осуществлять Центры в соответствии с заключенными договорами, установлены в приложении к Указу N 475. Они являются предметом договора, который относится к существенным условиям.

Справочно
Если не соблюдены существенные условия договора, то он считается незаключенным (ч. 1 п. 1 ст. 402 ГК).

В частности, Центры в соответствии с заключенными договорами вправе (приложение к Указу N 475):

1) вести бухучет, составлять бухгалтерскую или финансовую отчетность бюджетной организации, а также осуществлять иное обеспечение ее основного вида деятельности организации. Например, ремонт и техобслуживание госимущества, эксплуатация АИС, автомобильные перевозки;

2) формировать, утверждать и вести годовой план госзакупок, включающий сводный перечень отдельных товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в соответствующем финансовом году для бюджетных организаций, за исключением ведущих бухучет самостоятельно, и согласовано с соответствующими распорядителями бюджетных средств;

3) проводить процедуры госзакупок товаров (работ, услуг) по сводному перечню для нужд одной или нескольких бюджетных организаций, заключать договоры госзакупок таких товаров (работ, услуг) и обеспечивать их исполнение, в том числе принимать поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и их оплачивать.

4) перечислять за бюджетные организации обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в ФСЗН, а также перечислять страховые взносы на дополнительное накопительное пенсионное страхование в ГП Стравита (п. 21 приложения 1 к типовой форме договора);

5) перечислять БРУСП «Белгосстрах» страховые взносы бюджетных организаций по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Справочно
Конкретизировать круг обязанностей, передаваемых Центру, исходя из перечня обязанностей страхователя, установленных п. 323 Положения N 530, необходимо при заключении договора об оказании услуг между Центром и организацией, включенной в перечень ( ч. 14 письма Минфина N 6-2-11/6705).

Бюджетная организация вправе передать Центру свои права и обязательства как в полном объеме согласно приложению к Указу N 475, так и их часть. А некоторые виды деятельности передать Центру в принципе нельзя.

Обратите внимание!
Бюджетная организация, в частности, не вправе передавать Центру функции распорядителя бюджетных средств, связанные с выполнением возложенных государственно-властных полномочий, за исключением организаций, названных в абз. 3 и 4 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа N 475, в том числе (п. 10 рекомендаций от 28.02.2020 N 6-2-11/3326, п. 5 приложения 1 к Указу N 475):
— утверждать планы деятельности распорядителя бюджетных средств;
— утверждать бюджетные сметы, сметы доходов и расходов внебюджетных средств организаций, включенных в перечни;
— принимать решения об управлении бюджетными назначениями и определять порядок их использования (внесение изменений в бюджетную роспись осуществляется по ходатайствам распорядителей бюджетных средств).

Для каждой бюджетной организации перечень услуг, оказываемых Центром, определяется индивидуально в приложении 1 к договору. Какие права и обязанности бюджетные организации передадут Центрам, в том объеме они и будут взаимодействовать между собой.

Кроме того, п. 30 приложения к договору предусмотрена возможность выполнения других, не противоречащих законодательству, обязанностей, необходимых для обеспечения деятельности бюджетной организации, по письменной договоренности сторон.

4. Порядок взаимодействия при осуществлении госзакупок

Центры вправе проводить процедуры закупок товаров (работ, услуг) как для собственных нужд, так и для нужд одной или нескольких бюджетных организаций за счет бюджетных средств и средств бюджетной организации от приносящей доходы деятельности.

Порядок взаимодействия Центра и бюджетной организации при осуществлении госзакупок товаров (работ, услуг) определяется приложением 3 к типовой форме договора.

Обратите внимание!
Приложения к договору являются его неотъемлемой частью и имеют равную с ним юридическую силу.

При этом нормами Указа N 475 определено, что Центры выступают заказчиками (в терминах, определенных Законом о госзакупках), в компетенцию которых входит проведение процедур госзакупок, заключение и исполнение договоров в целях обеспечения деятельности обслуживаемых бюджетных организаций. Но Центры не выступают организаторами госзакупок для организаций, обеспечение деятельности которых данные Центры осуществляют в рамках Указа N 475 (ч. 4 — 5 письма Минфина N 16-31/9379).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex