Наталья Сергеевна Минько,
кандидат юридических наук, доцент,
руководитель Центра государственного строительства
и права ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси»

Реализация текущих и стратегических задач устойчивого развития и экономической безопасности Республики Беларусь зависит от организационных оснований правотворческой и правореализационной деятельности, в том числе ее содержательных и юридико-технических сторон.

Экологические риски предусматривают угрозы, возникающие вследствие недооценки значения и роли экологических факторов в экономической деятельности или вызываемые неопределенностью последствий принимаемых управленческих решений.

В настоящее время концепция оценки экологического риска рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровне потенциального источника загрязнения окружающей среды.

Концепция экологического риска предполагает принятие оптимального с природоохранной точки зрения управленческого решения (совокупности решений), в том числе экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия.

Следование положениям концепции экологического риска предполагает снижение вероятности ухудшения экологической ситуации, где основополагающим фактором является риск нанесения ущерба окружающей среде. Выявление комплекса факторов, отрицательно влияющих на окружающую среду, предполагает выбор оптимального варианта деятельности. Оценку экологического риска необходимо проводить постоянно, т.к. его возникновение зависит от внешних условий, текущей ситуации, сочетания управленческих решений, а также диалога с общественностью по вопросам риска.

Экологический риск отличает ряд особенностей. Это многофакторная система по вызывающим его причинам и по вызываемым ими последствиям. Так, проявление экологических рисков вызывает негативные процессы изменения качества окружающей среды как в цепочке взаимодействующих компонентов, так и на различных иерархических уровнях ее организации. Последствия реализации экологических рисков прослеживаются в пространственно-временных координатах. Результатом проявления опасности выступает ущерб, который наносится и людям, и окружающей среде.

Концепция риска включает два элемента: оценку риска (risk assessment) и управление риском (risk management). Оценка риска предполагает научный анализ причин, генезиса и масштабов риска в конкретной ситуации, а управление риском предусматривает анализ текущей рисковой ситуации и разработку решения, направленного на минимизацию риска, на основе соответствующих показателей.

Экономическими показателями (последствиями) риска являются: утрата материальных ценностей, необходимость существенных финансовых затрат на восстановление и т.д. Так, посредством оценки регулирующего воздействия (далее — ОРВ) и оценки фактического воздействия (далее — ОФВ) законодательства устанавливается воздействие в следующих сферах: конкуренция и конкурентоспособность, торговые и инвестиционные отношения, производство, операционные расходы и расходы на развитие бизнеса, административные расходы по ведению бизнеса, включая налоговое администрирование и таможенное дело, деятельность малого и среднего предпринимательства и безопасность процессов производства, бюджетные отношения, права собственника, инновации и исследования, доходы населения, развитие регионов и секторов, макроэкономические показатели.

В число социальных/общественных показателей (последствий) риска входят: ухудшение здоровья людей, смертность, вынужденная миграция населения, связанная с необходимостью переселения групп людей, и т.п. С помощью ОРВ и ОФВ законодательства устанавливается социальное воздействие нормативного регулирования в следующих сферах: занятость и рынок труда, стандарты и права, связанные с качеством рабочих мест, социальная интеграция и защита определенных социальных групп, гендерное равенство, недискриминационный режим, частная жизнь, брачно-семейные отношения, защита персональных данных, доступ к государственным услугам, в том числе к правосудию, образованию, здравоохранению, безопасности, динамика преступности.

К экологическим показателям (последствиям) риска относятся: разрушение биоты, вредное воздействие на экосистемы, ухудшение качества окружающей среды, порча (деградация) земель, гибель лесов, загрязнение вод, почв и т.п. С помощью ОРВ и ОФВ законодательства устанавливается воздействие в следующих сферах: климат, транспортировка и использование энергии, качество воздуха, биоразнообразие, флора, фауна, качество и количество водных ресурсов, качество почвы и использование земель, производство и переработка отходов.

При этом можно утверждать, что экологический риск связан не только с ухудшением состояния и качества окружающей среды и здоровья людей, но и с воздействием техногенной деятельности на эколого-экономические и природно-хозяйственные системы, изменяющим их свойства, нарушающим связи и процессы в этих системах с учетом синергетического эффекта экономических, общественных и экологических показателей (последствий).

В данных обстоятельствах особое значение приобретает комплексная оценка экологического риска, которая должна включать помимо деятельности по планированию и организации работ, идентификации опасностей и оценке риска, характеристике риска ряд формализованных управленческих решений и мероприятий на основании анализа синергизма экономических, общественных и экологических показателей (последствий) в целях интегрированной оценки регуляторного воздействия.

Следовательно, важное значение будут иметь: «оценка неопределенности эколого-экономических рисков и ее учет при разработке управляющих решений (в том числе выбор стратегии управления риском в условиях неопределенности); контроль за эколого-экономическими рисками; управление эколого-экономическими рисками, включая моделирование региональных стратегий снижения эколого-экономических рисков».

Введение понятия «комплексная оценка экологического риска», включающего эколого-экономическое обоснование и методическое обеспечение риск-анализа, в механизмы ОРВ и ОФВ как инструмента предотвращения ущерба в целом и природоохранных расходов в частности позволит говорить о наполненности методического обеспечения ОРВ и ОФВ.

В качестве количественной меры риска целесообразно использовать показатель, одновременно учитывающий две характеристики неблагоприятного события: вероятность его наступления и величину причиняемого им ущерба. При рассмотрении экологической безопасности организации или территории могут выделяться постоянный и аварийный риски; приемлемый экологический риск (нуждается в контроле), повышенный/чрезмерный экологический риск (недопустимый) либо пренебрежимый риск (не нуждается в контроле).

Приемлемый экологический риск — это риск, уровень которого оправдан с точки зрения не только экологических, но и экономических, социальных и других проблем в конкретном обществе и в конкретное время. Уровень риска от факторов опасности, обусловленных хозяйственной деятельностью, является «приемлемым», если его величина (вероятность реализации или возможный ущерб) настолько незначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде материальных и социальных благ человек или общество в целом готовы пойти на риск.

Методология оценки и управления рисками в настоящее время выступает не только инструментом научных изысканий, но и официально признанным методом анализа на основе интегрированного подхода для информированного и эффективного принятия решений. Методы оценки риска включают: статистическое, аналитическое, имитационное моделирование (для построения имитационных моделей используют динамическое моделирование, дискретно-событийное моделирование, системную динамику и агентное моделирование, экспертные (эффективность которых связана с выбором группы экспертов) и другие, включая подходы, комбинирующие эти методы. При проведении экспертных опросов для решения задач анализа и оценки риска необходимо использовать методы согласования групповых решений на основе коэффициентов конкордации, построения обобщенных ранжировок по индивидуальным ранжировкам экспертов с использованием метода парных сравнений и др.

В связи с указанным представляется целесообразной дальнейшая разработка понятийного аппарата в целях комплексной оценки риска, баз данных о воздействиях на объекты риска и соответствующих последствиях, иного методического обеспечения.

В свою очередь управление риском предусматривает ряд регулирующих действий (решений), являющих собой совокупность научных, экономических и социологических аспектов, направленных на снижение экологического риска, предотвращение и сокращение ущерба. Управление экологическими рисками — практическая деятельность, направленная на обеспечение приемлемого риска с целью соблюдения гарантий экологической безопасности.

В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремление к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических — стремление к увеличению безопасности населения и продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.

Процесс управления рисками направлен на создание условий для снижения риска до приемлемого уровня и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Для решения задачи управления рисками необходимы:

— создание системы экологического мониторинга;

— создание информационно-аналитической системы для хранения и анализа информации и прогнозирования рисков;

— создание методологии оценки экологической безопасности отдельных проектов и планов и программ, решений;

— разработка механизмов анализа экологических рисков и расчета эффективности мер по их снижению;

— формирование правовых и организационных норм для внедрения процедур управления экологическим риском.

При осуществлении комплексной оценки экологического риска видится целесообразной реализация краудсорсингового подхода. На официальных интернет-сайтах Орхусских центров Республики Беларусь производятся сбор, хранение и распространение экологически значимой актуальной информации. В связи с этим в целях обеспечения участия общественности в принятии экологически значимых решений представляется целесообразным размещение там информации, относящейся к процедурам комплексной оценки экологических рисков: информационно-аналитической системы для хранения, анализа информации и прогнозирования рисков; методологии оценки экологической безопасности отдельных проектов, планов, программ и решений; механизмов анализа экологических рисков и расчета эффективности мер по их снижению; системы правовых и организационных норм для внедрения процедур управления экологическим риском с возможностью обратной связи и доступа к открытым данным.

Среди факторов, снижающих качество нормативного регулирования, выделяются: недостаточность оценки рисков для реализации декларируемых целей принимаемых НПА, слабость процедур открытого экспертного обсуждения и оценки проектов законов и иных НПА, отсутствие процедур сравнительного анализа предлагаемых мер и альтернативных способов решения поставленных задач и др.

Решению вышеуказанных и иных взаимосвязанных задач, связанных с восприятием и комплексной оценкой экологического риска социумом, важно условие развития диалога между органами государственного управления и организациями гражданского общества, чему и призваны содействовать Орхусские центры.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex