ШАГ 1: Определяем, куда обратиться с жалобой
ШАГ 2: Оформляем жалобу
ШАГ 3: Направляем жалобу
ШАГ 4: Участвуем в рассмотрении жалобы
Торговый объект, в отношении которого ведется административный процесс (например, решается вопрос о наложении штрафа, конфискации товара и т.д.), вправе обжаловать действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего процесс <1>. Такими действиями могут быть отказы в удовлетворении ходатайств представителей торгового объекта, удовлетворение судьей ходатайства должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и т.д. Под решениями, подлежащими обжалованию, понимаются действия, в результате которых был издан имеющий определенную юридическую силу письменный документ. Например, решение о наложении ареста на товары, принятое в качестве меры обеспечения административного процесса <2>.
Обратите внимание!
Постановление, вынесенное по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, рассматривается в ином порядке <3>. |
Жалоба может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении <4>. При этом ее подача не приостанавливает ведение процесса.
Обратите внимание!
Налоговым кодексом Республики Беларусь не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче жалобы в порядке, предусмотренном главой 7 ПИКоАП. |
Определяем, куда обратиться с жалобой
Действия и решения могут быть обжалованы <5>:
Лицо, чьи действия (решения) обжалуются | Куда можно обратиться с жалобой |
Должностное лицо | вышестоящее должностное лицо; вышестоящий государственный орган; прокурор; суд |
Судья | председатель суда |
Председатель суда | председатель вышестоящего суда |
Обратите внимание!
Если дело об административном правонарушении уже направлено в суд, жалоба будет рассматриваться вместе с этим делом в суде <6>. |
Заявитель может направить жалобу одновременно нескольким адресатам, к примеру вышестоящему должностному лицу и в вышестоящий орган. Запрещается передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются <7>.
Оформляем жалобу
Требования к форме и содержанию жалобы не определены. Жалоба составляется в произвольной форме, на фирменном бланке, с проставлением реквизитов исходящего письма. В ней целесообразно указать:
— наименование должностного лица (государственного органа, суда), в который она направляется;
— данные торгового объекта, который ее направляет, наименование и место нахождения организации, от имени которой она подается (наименование, банковские реквизиты, контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии), место нахождения);
— действие, решение, которые обжалуются;
— доводы, как именно обжалуемые действия или решения нарушают права и законные интересы торгового объекта (со ссылками на акты законодательства);
— ходатайство о присутствии при рассмотрении жалобы (если торговый объект намеревается отослать своего представителя для участия в рассмотрении);
— должность, подпись и инициалы руководителя организации, подписавшего жалобу (данные представителя организации по доверенности).
К жалобе нужно приложить копии необходимых документов, в том числе подтверждающих соответствующие полномочия (например, доверенность представителя). Копии нужно заверить в установленном порядке <8>.
Направляем жалобу
Жалобу (с прилагаемыми подтверждающими документами) можно:
— направить по почте заказным письмом с уведомлением (которое должно вернуться с отметкой о вручении);
— принести лично и передать уполномоченному лицу (которое должно зарегистрировать документ и сообщить входящий номер).
Второй экземпляр (копия) жалобы с отметками о вручении (прикрепленным уведомлением) подшивается к исходящим документам.
Участвуем в рассмотрении жалобы
При условии заявленного ходатайства можно участвовать в рассмотрении жалобы. Неявка заявителя или представителя организации рассмотрению не препятствует. Срок рассмотрения — не позднее пяти дней со дня поступления жалобы <9>.
По результатам рассмотрения принимается решение <10>:
— о полном или частичном удовлетворении жалобы;
— об отказе в удовлетворении жалобы.
Решение по жалобе является окончательным и не подлежит обжалованию <11>. Копия решения по жалобе в течение трех суток высылается заявителю <12>.