ШАГ 1: Определяем, куда обратиться с жалобой
ШАГ 2: Оформляем жалобу
ШАГ 3: Направляем жалобу
ШАГ 4: Участвуем в рассмотрении жалобы

Торговый объект, в отношении которого ведется административный процесс (например, решается вопрос о наложении штрафа, конфискации товара и т.д.), вправе обжаловать действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего процесс <1>. Такими действиями могут быть отказы в удовлетворении ходатайств представителей торгового объекта, удовлетворение судьей ходатайства должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и т.д. Под решениями, подлежащими обжалованию, понимаются действия, в результате которых был издан имеющий определенную юридическую силу письменный документ. Например, решение о наложении ареста на товары, принятое в качестве меры обеспечения административного процесса <2>.

Обратите внимание!

Постановление, вынесенное по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, рассматривается в ином порядке <3>.

Жалоба может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении <4>. При этом ее подача не приостанавливает ведение процесса.

Обратите внимание!

Налоговым кодексом Республики Беларусь не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче жалобы в порядке, предусмотренном главой 7 ПИКоАП.

Определяем, куда обратиться с жалобой

Действия и решения могут быть обжалованы <5>:

Лицо, чьи действия (решения) обжалуются Куда можно обратиться с жалобой
Должностное лицо вышестоящее должностное лицо;
вышестоящий государственный орган;
прокурор;
суд
Судья председатель суда
Председатель суда председатель вышестоящего суда
Обратите внимание!

Если дело об административном правонарушении уже направлено в суд, жалоба будет рассматриваться вместе с этим делом в суде <6>.

Заявитель может направить жалобу одновременно нескольким адресатам, к примеру вышестоящему должностному лицу и в вышестоящий орган. Запрещается передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются <7>.

Оформляем жалобу

Требования к форме и содержанию жалобы не определены. Жалоба составляется в произвольной форме, на фирменном бланке, с проставлением реквизитов исходящего письма. В ней целесообразно указать:

— наименование должностного лица (государственного органа, суда), в который она направляется;

— данные торгового объекта, который ее направляет, наименование и место нахождения организации, от имени которой она подается (наименование, банковские реквизиты, контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии), место нахождения);

— действие, решение, которые обжалуются;

— доводы, как именно обжалуемые действия или решения нарушают права и законные интересы торгового объекта (со ссылками на акты законодательства);

— ходатайство о присутствии при рассмотрении жалобы (если торговый объект намеревается отослать своего представителя для участия в рассмотрении);

— должность, подпись и инициалы руководителя организации, подписавшего жалобу (данные представителя организации по доверенности).

К жалобе нужно приложить копии необходимых документов, в том числе подтверждающих соответствующие полномочия (например, доверенность представителя). Копии нужно заверить в установленном порядке <8>.

Направляем жалобу

Жалобу (с прилагаемыми подтверждающими документами) можно:

— направить по почте заказным письмом с уведомлением (которое должно вернуться с отметкой о вручении);

— принести лично и передать уполномоченному лицу (которое должно зарегистрировать документ и сообщить входящий номер).

Второй экземпляр (копия) жалобы с отметками о вручении (прикрепленным уведомлением) подшивается к исходящим документам.

Участвуем в рассмотрении жалобы

При условии заявленного ходатайства можно участвовать в рассмотрении жалобы. Неявка заявителя или представителя организации рассмотрению не препятствует. Срок рассмотрения — не позднее пяти дней со дня поступления жалобы <9>.

По результатам рассмотрения принимается решение <10>:

— о полном или частичном удовлетворении жалобы;

— об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение по жалобе является окончательным и не подлежит обжалованию <11>. Копия решения по жалобе в течение трех суток высылается заявителю <12>.