ВВП Беларуси по итогам пяти месяцев вышел на положительные величины. Многие сферы бизнеса показывают рост. Если динамика сохранится до конца года, то белорусская экономика сможет достичь заданных целевых параметров. Правда, последнее время появляются сообщения о сложностях сбыта продукции у ведущих белорусских экспортеров. 

ВВП

В январе–мае 2023 года валовой внутренний продукт Беларуси превысил 79 млрд рублей. Он вырос на 0,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Белстат.

Источник — https://ru.freepik.com/

За пять месяцев объем промышленного производства в текущих ценах приплюсовал 4,1% и составил 73,2 млрд рублей. Горнодобывающая промышленность увеличилась на 3,8%, обрабатывающая – на 5,2%. Сфера «Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом» сократилась 2,4%, а «Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» добавило 0,1%.

По итогам января–мая прирост производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств вырос на 5,4% до 8,1 млрд рублей. При этом производство скота и птицы увеличилось на 4,5% до 745 тыс. тонн, а молока – на 5,4% до 3,38 млн тонн.

Грузооборот за рассматриваемый период упал на 27,2% до 29 млрд тонно-километров. Пассажирские перевозки приросли на 3,3% до 649,9 млн пассажиров.

За пять месяцев оптовая торговля увеличилась на 3,4% до 59,8 млрд рублей, розничная – на 2,9% до 29,1 млрд рублей, а оборот общепита – на 11,6% до 1,9 млрд рублей.

Ранее эксперты отмечали, что в ближайшие месяцы на показатели будет влиять эффект низкой базы весны–лета 2022 года, когда на фоне неопределенности и санкций произошло резкое сжатие разных секторов экономики — от промышленности до торговли. Во второй половине 2023 года этот фактор нивелируется, и будет вырисовываться более реальная картина.

По итогам 2023 года правительство Беларуси планирует достичь целевого прогноза по росту экономики на 3,8%. Аналитики ЕАБР и BEROC допускают увеличение белорусского ВВП на 2,2–2,5%, если обновленные логистические цепочки сохранятся, в отношении страны не будут введены новые значимые санкции, а монетарная и фискальная политики продолжат ориентироваться на стимулирование внутреннего спроса.

Впрочем, июньские новости от крупных белорусских промышленных предприятий свидетельствуют о возникающих сложностях со сбытом.

БМЗ

Белорусский металлургический завод (БМЗ) вышел на показатели докризисного уровня: около 200 тыс. тонн в месяц. По словам заместителя гендиректора по технологии и качеству БМЗ Сергея Терлецкого, в целом завод показывает неплохие финансово-экономические результаты. На сегодняшний день работает с чистой прибылью. Есть возможность делать  ремонты, повышать заработную плату, планировать будущее.

Потребители в России, Казахстане, Узбекистане, других странах нашли в лице БМЗ «неожиданных надежных партнеров, которые смогли обеспечить качество и стабильность». «Мы заходим на эти рынки и занимаем там свои ниши», — отметил топ-менеджер.

Однако БМЗ продолжает сталкиваться с проблемами при реализации металлокорда и других материалов метизного производства.

— К сожалению, эти продукты больше всего пострадали от санкций. Порядка 60% метизной продукции мы отправляли в страны Европы, поэтому сейчас имеем такую проблему. Есть и другие потребители по всему миру, которые используют такую же продукцию, но они находятся от нас далеко, — говорит Терлецкий. — Вопросы логистики сейчас на первом месте. Мы отправили большое количество образцов продукции (новых и серийных) в разные страны, уже есть положительные отзывы и мнения о нас от новых потребителей. К сожалению, есть вопросы экономической целесообразности таких поставок, которые прорабатываются нашими службами в поиске оптимального решения.

Машиностроение

По данным первого вице-премьера Николая Снопкова, МАЗ снизил свое присутствие на российском рынке за три месяца 2023 года с 8,9% до 3,5%. При этом доля китайских грузовиков за год выросла с 9,5% до почти 58%. По его словам, схожая картина «по тракторам, погрузчикам, карьерным самосвалам, автобусам».

— Не могу сказать, что дело только в ценах. Хотя даже без применения преференциальных тарифов в торговле цены на электробусы, трактора, погрузчики в два, а то и в три раза ниже, чем наши, — сказал Снопков и добавил, что «западные санкции также внесли в это свою лепту, дилеры начали искать новых поставщиков в Азии».

Первый вице-премьер назвал пугающей экспансию китайских производителей техники на рынки России и Беларуси, поскольку долю «теряют как белорусские, так и российские производители». В качестве мер защиты внутреннего союзного рынка он предложил не только повышение импортных пошлин, но и «объединение компетенций» двух стран.

Беларуськалий

Белорусская калийная компания (БКК) выразила недовольство новым контрактом на поставку калийных удобрений в Китай, который подписал канадский трейдер Canpotex. Крупнейший экспортер калия договорился с консорциумом китайских покупателей о цене на поставки удобрений в 307 долларов за тонну, включая стоимость фрахта. БКК указывает, что это на 283 доллара ниже той, что была установлена прошлогодними контрактами, и примерно на 115 долларов меньше стоимости, зафиксированной в договоренностях с индийскими покупателями в апреле 2023 года.

«Эта цена значительно ниже наших ожиданий и не отражает фундаментальные рыночные факторы в ключевых регионах поставок. Такое снижение цены разрушает рыночное равновесие и дает ложный сигнал мировому рынку калия», – говорится в заявлении БКК. Трейдер Беларуськалия не поддерживает новые цены и собирается продавать удобрения на приемлемых для себя коммерческих условиях.

В январе Николай Снопков дал понять, что Беларусь устроит «справедливая цена» на мировом калийном рынке в пределах 420–450 долларов за тонну. Заданный канадским трейдером уровень цен снижает пространство для маневров Беларуси, что может обернуться падением доходности.

В прошлом году высокие цены на калийные удобрения позволяли белорусскому поставщику использовать дорогостоящую логистику и даже проводить отгрузки с дисконтом, как это было в Бразилии.

Из-за западных санкций Беларуськалий перенаправил экспортные потоки из Клайпедского порта через территорию России. Поэтому неудивительно, что в минувшем году транзит белорусских удобрений через порты и погранпереходы РФ увеличился в 76 раз к уровню 2021 года до 3,54 млн тонн, пишут «Ведомости». Львиная доля пришлась на продукцию Беларуськалия. В I квартале 2023 году транзит продолжил расти. Однако, по мнению аналитиков, Беларуси стоит учитывать, что в 2022 году в России на фоне санкций упали экспорт, объемы добычи хлористого калия и производство калийных удобрений. Да и конкуренция со стороны БКК также оказалась некстати.