С января текущего года юрлица и ИП стали получать от должников-сельхозорганизаций предложения о реструктуризации задолженности в соответствии с Указом N 399. Какие механизмы реструктуризации предусмотрены этим документом? Кто из сельхозорганизаций может ими воспользоваться? Чего ожидать кредиторам после согласования способа реструктуризации долга? Давайте разберемся.

Должники и кредиторы

Меры финансового оздоровления, в том числе реструктуризация долгов, предусмотрены для неплатежеспособных сельхозорганизаций. Под ними понимают юрлиц любых форм собственности, основным видом деятельности которых является растениеводство и (или) животноводство. При этом неплатежеспособность таких юрлиц приобретает или имеет устойчивый характер  <*>.

Обратите внимание!
Под действие Указа N 399 не подпадают сельхозорганизации, которые  <*>:
— находятся в процедуре ликвидации;
— имеют задолженность по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (кроме задолженности по штрафам и пеням за нарушение сроков и порядка внесения таких платежей).

Реструктуризировать можно любые денежные обязательства сельхозорганизаций, образовавшиеся по гражданско-правовым сделкам или другим законным основаниям. Денежное обязательство включает суммы основного долга, а также пеней, штрафов, процентов. При этом не имеет значения, кто выступает кредитором. Это могут быть госорганы, а также любые организации или ИП, перед которыми у сельхозорганизации есть долги  <*>.

Способы и порядок реструктуризации задолженности

Инициаторами реструктуризации долгов выступают сельхозорганизации. Они должны направить своим кредиторам заявления о необходимости выбора механизма реструктуризации. К заявлению прилагают бухгалтерский баланс и другие документы при необходимости  <*>.

Обратите внимание!
Ответить на заявление сельхозорганизации нужно письменно в течение 15 календарных дней с момента его получения  <*>.

Кредитор может выбирать из следующих механизмов реструктуризации задолженности сельхозорганизации  <*>:

1) предоставление отсрочки погашения долга на три года с последующей рассрочкой на пять лет.

На заметку
Кредитор и сельхозорганизация вправе согласовать другой срок отсрочки погашения задолженности с последующей рассрочкой;

2) увеличение уставного фонда сельхозорганизации-хозобщества в пределах суммы задолженности с передачей акций (долей в уставном фонде) кредитору;

3) эмиссия местными исполкомами облигаций для их продажи банкам. Последние, в свою очередь, должны будут приобретать долги по кредитам, выданным неплатежеспособным сельхозорганизациям.

Обратите внимание!
Если кредитор согласовал реструктуризацию долга путем эмиссии ценных бумаг, окончательное решение о такой эмиссии принимает местный исполком. Сельхозорганизация должна обратится в исполком в течение 3 рабочих дней с момента согласования этого механизма реструктуризации долга кредитором. Если исполком откажет в проведении эмиссии, кредитор вправе согласовать другой способ реструктуризации задолженности  <*>;

4) иной механизм, установленный законодательными актами. Например, передача акций (долей в уставном фонде) сельхозорганизации-хозобщества, полное либо частичное прощение долга и др.

Обратите внимание!
Возможность отказа кредитора от реструктуризации задолженности сельхозорганизации не предусмотрена. Если кредитор не выбрал метод реструктуризации долга, сельхозорганизации будет предоставлена отсрочка на три года с последующей рассрочкой на пять лет  <*>.

После определения способа реструктуризации долгов сельхозорганизация должна разработать бизнес-план. По результатам его рассмотрения местный исполком принимает решение о включении должника в перечень неплатежеспособных сельхозорганизаций, подлежащих финансовому оздоровлению (далее — перечень)  <*>.

Последствия включения сельхозорганизации в перечень

Кредиторам следует учитывать, что с даты включения должника в перечень  <*>:

1) неустойка (пени, штрафы) и проценты по долгам не начисляются.

Обратите внимание!
Неустойка и проценты могут быть начислены на сумму долга, который образовался после включения сельхозорганизации в перечень;

2) прекращается процедура банкротства должника, кроме тех, кто находится в стадии ликвидации;

3) прекращаются отсрочки и (или) рассрочки долга, предоставленные сельхозорганизации в соответствии с иными законодательными актами.

На заметку
Это правило действует, если с кредитором согласована реструктуризация задолженности путем отсрочки с последующей рассрочкой  <*>;

4) процентная ставка по выданным сельхозорганизации кредитам может быть снижена до 1,5% годовых;

5) сельхозорганизация вправе преобразоваться в хозобщество по упрощенной процедуре;

6) к государственной сельхозорганизации могут применяться меры по повышению эффективности управления. Например, такая организация может быть сдана в аренду как имущественный комплекс, передана в доверительное управление, продана через аукцион.

Обратите внимание!
При исключении сельхозорганизации из перечня действие отсрочки и рассрочки сохраняется на период действия бизнес-плана  <*>.