Интернет-торговля в Беларуси продолжает стремительно расти. В погоню за лидерами рынка устремился крупный российский маркетплейс Ozon. Он объявил о намерении до конца 2023 года увеличить втрое количество фирменных пунктов выдачи заказов (ПВЗ), а в следующем году прирасти вдвое. Позитивной динамике поспособствует унификация законодательств в этой сфере в странах ЕАЭС. Пока разночтения в законах Беларуси и России сдерживают рост.

Ozon официально вышел на рынок Беларуси в первой половине 2021 года. К этому времени позиции укрепили 21vek, Wildberries, Lamoda, Imarket, Онлайнер и другие игроки. Спустя два года Ozon не раскрывает свою долю на белорусском рынке, но утверждает, что занял 4-е место по узнаваемости среди маркетплейсов.

В настоящее время логистическая инфраструктура российской компании в Беларуси включает складской комплекс площадью более 13 тысяч квадратных метров в Минске, а также 342 брендированных пункта выдачи заказов (ПВЗ) по всей стране. До конца 2023 года Ozon планирует расширить сеть ПВЗ в 3 раза до 1000. Все они будут открываться по франшизе. В дополнение к фирменным пунктам есть и партнерские. Например, товары с маркетплейса доставляются в любое из 3 тысяч отделений «Белпочты».

— По мере развития и расширения ПВЗ планируем наращивать и логистические мощности, — сказал Алексей Сапон, директор по операциям и развитию Ozon в СНГ, отвечая на вопрос ilex о планах по созданию инфраструктуры в Беларуси. По его словам, «к концу 2024 года надо вдвое увеличить число ПВЗ по сравнению к тем, что будет на конец 2023 года».

— Наша логистическая сеть в России построена таким образом, что больше 70% жителей страны имеют пункты выдачи Ozon в шаговой доступности. То есть примерно в 10 минутах от места проживания покупателя. Мы хотим построить такую же инфраструктуру и в Беларуси, чтобы покупателям по всей стране было удобно делать заказы и забирать их, — пояснил Сапон.

Ozon увеличил финансовую и маркетинговую поддержку белорусским предпринимателям, которые планируют открыть собственную точку выдачи заказов. По программе гарантированного дохода франчайзи смогут получить до 40,1 тыс. белорусских рублей за каждый новый открытый пункт в приоритетной локации.

Число селлеров из Беларуси, которые работают на площадке Ozon, достигло 3,5 тысяч, то есть за год их стало в пять раз больше. Количество белорусских заказов за это время увеличилось в четыре раза.

В планах Ozon запуск рассрочки для белорусских покупателей. По опыту маркетплейса в других странах, подключение финтех-решений позволит компании увеличить средний чек и повысить продажи в Беларуси.

Благоволит росту и общая ситуация на рынке электронной коммерции Беларуси.

По данным МАРТ, в Беларуси объем интернет-торговли в 2022 году составил 3,8 млрд рублей, или 6% от розничного товарооборота страны. За 5 лет показатели выросли в три раза. По расчетам Ozon, e-commerce вырастет в Беларуси за 2023 год с 1,6 млрд до 2,2 млрд долларов.

Эксперты NielsenIQ отмечают, что в текущем году онлайн-магазины остаются одним из главных драйверов торговли. Сегодня почти половина покупателей считают, что в онлайн-магазинах можно найти более низкие цены. И во многом такое восприятие связано именно со скидками.

Низкие цены и акции по-прежнему играют ключевую роль для потребителей России и Беларуси. На этом фоне поиск привлекательных предложений во всех каналах продаж остается той покупательской стратегией, которая сохранит свою актуальность в обозримом будущем, полагают аналитики.

В тоже время на рынке остается ряд сложностей. 15 сентября руководители Ozon провели переговоры в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Беларуси.

Глава МАРТ Алексей Богданов отметил высокую интенсивность контактов между представителями МАРТ и интернет-магазина. Вместе с тем обратил внимание на наличие ряда проблем при взаимодействии. «Предлагаю продолжить поиск баланса между интересами бизнеса, общества и государства», — констатировал Богданов.

Алексей Сапон не стал детализировать журналистам результаты переговоров.

Посетившая форум Ozon для предпринимателей Беларуси COM.E ON Минск замминистра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова признала, что интернет-торговля развивается быстрее, чем нормативно-правовая база. Например, в белорусском законодательстве до сих пор не закреплен правовой статус маркетплейсов.

МАРТ также работает над унификацией законодательства в ЕАЭС в части электронной торговли.

— В пяти странах разнится законодательство. Есть разные перечни товаров, запрещенных к продаже. Отличаются и законы о защите прав потребителей, — пояснила замминистра.

Однако, по словам Емельяновой, «по сравнению с такой же крупной интернет-площадкой, работающей в Беларуси, жалоб на Ozon поступает раз в 100, а может и 1000, меньше». Ранее МАРТ предъявлял претензии Wildberries. Но после встречи с руководством маркетплейса вопрос, кажется, был урегулирован.

Нина Емельянова также сказала, что есть поручение правительства Беларуси организовать через площадку Ozon продажу товаров легкой промышленности, лакокрасочной продукции и бытовой химии. Это будет способствовать увеличению экспорта белорусских товаров на рынки стран ЕАЭС.

Известно, что среди проблемных вопросов значится двойное налогообложение. Ozon уплачивает НДС сначала по принципу страны назначения, т.е. в Беларуси, второй раз – в России, откуда большая часть товаров отгружается.

Проблема обсуждается не только на локальном уровне, но идет и постоянное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией, отметил топ-менеджер Ozon. Предполагается, что этот вопрос снимут в 2024 году. То есть НДС будут взимать только по месту продажи товара.

Алексей Сапон признал, что в цене в Беларуси «учитывается покрытие дополнительных налоговых издержек». Маркетплейс также обсуждает с белорусскими властями и вопросы регулирования цен в самой Беларуси. Белорусские предприниматели жаловались на форуме, что постановление № 713 сдерживает возможности ценообразования и развитие бизнеса.