Организация может по-разному поставить на учет приобретенный инструмент. От этого зависит порядок его списания.

Вопрос: Производственная организация приобрела дрели, лобзики и термовоздуходувки для использования в своей деятельности. Как их принять к учету: в составе основных средств или средств в обороте? Если отнести их к средствам в обороте, то в каком порядке списывать при передаче в эксплуатацию: как специнструмент или в соответствии с учетной политикой?

Ответ: В бухучете дрели, лобзики и термовоздуходувки можно учесть и как основные, и как оборотные средства. Во втором случае при передаче в эксплуатацию их списывают в порядке, установленном в учетной политике, поскольку этот инструмент не является специальным.

Обоснование: Если приобретенный инструмент (дрели, лобзики, термовоздуходувки) планируется использовать меньше года, его считают запасами. Приходуют такой инструмент как отдельные предметы в составе средств в обороте и учитывают на субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструмент» <1>.

В случае когда срок использования инструмента превышает год, его можно учесть и как основные средства, и как средства в обороте. Объясняется это тем, что основными средствами признаются активы, которые отвечают определенным условиям и не относятся к запасам. Инструмент является запасами, только если по учетной политике не относится к основным средствам <2>.
Это значит, что в учетной политике можно предусмотреть дополнительный критерий (например, стоимостный), при соответствии которому инструмент будет учитываться как основные средства. Кроме того, организация вправе закрепить перечень инструментов, которые всегда будут включаться в запасы <3>

Если дрель, лобзик и термовоздуходувка отнесены к основным средствам, то в бухучете до ввода в эксплуатацию они учитываются на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы», после ввода — на счете 01 «Основные средства». А в качестве оборотных активов они приходуются на субсчете 10-9 <4>.

Передав инструмент, оприходованный на субсчете 10-9, в эксплуатацию, его стоимость списывают на затраты. Порядок списания зависит от характера использования инструмента: универсальный или специальный <5>. Но что считать специнструментом, законодательство по бухучету не разъясняет.

В рассматриваемой ситуации можно предположить, что организация приобрела и использует инструмент, не обладающий уникальными свойствами. В этом случае дрель, лобзик и воздуходувка не относятся к специнструменту. А значит, их стоимость списывается на затраты в соответствии с учетной политикой. Например:
— 100% — при передаче в эксплуатацию;
— 50% — при передаче в эксплуатацию и 50% — при выбытии из эксплуатации;

— в ином порядке <6>.