Вопрос: При доставке товаров покупателю организация пользуется услугами курьерской службы. Можно ли расходы на оплату таких услуг учесть при налогообложении прибыли?

Ответ: Можно на момент подписания первичных документов, подтверждающих факт оказания услуг и доставки товаров покупателю.

Обоснование: Курьерские услуги — услуги почтовой связи по приему, обработке, хранению, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений от отправителя до получателя, исключая доставку товаров, не относящихся к почтовым отправлениям. Оказывают такие услуги операторы почтовой связи, не являющиеся национальным оператором почтовой связи (РУП «Белпочта») <*>.

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 05.12.2011 N 85, различает следующие виды курьерских услуг:

— деятельность по местной доставке товаров на дом (код 53201);

— прочая почтовая и курьерская деятельность, не включенная в другие группировки (код 53209).

Порядок документооборота при оказании таких видов услуг нормативными актами не предусмотрен. Поэтому в этом случае следует руководствоваться общими нормативными актами, регулирующими порядок бухгалтерского учета и налогообложения.

Затраты организации на оплату услуг по доставке товаров покупателям учитывают при налогообложении прибыли при одновременном соблюдении условий <*>:

— оказанные услуги связаны с предпринимательской деятельностью организации;

— расходы подтверждены документально и отражены в бухучете.

Для целей бухучета расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде. В частности, они включают затраты, формирующие расходы на реализацию <*>.

Следовательно, признание затрат по доставке товаров в бухгалтерском учете должно быть не раньше момента отражения выручки от реализации этих товаров.

Выручка от реализации товаров признается в бухгалтерском учете, в частности, на момент передачи покупателю рисков и выгод, связанных с правом собственности на товары <*>. А это как минимум передача товара покупателю.

В свою очередь, передача товара покупателю может быть признана на момент подписания покупателем первичных документов, определяющих выручку от реализации товаров.

Это может быть дата подписания покупателем ТТН, гарантийного талона на товар, кассового чека и т.п.

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом <*>.

При этом первичный учетный документ — документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета <*>.

Первичным документом, подтверждающим факт оказания курьерских услуг, может быть акт выполненных работ, оформленный в соответствии с требованиями ст. 10 Закона N 57-З, то есть в акте должна прослеживаться связь между курьерскими услугами и реализацией товаров, с которыми связаны эти услуги. При этом дата подписания этого акта не может предшествовать дате подписания покупателем первичных документов, подтверждающих получение товаров.

Таким образом, расходы на оплату услуг курьерской службы учитываются при налогообложении прибыли при документальном подтверждении фактов: оказания услуг и доставки товаров покупателям.