Законодательство Республики Беларусь представляет собой систему нормативных правовых актов (НПА), регулирующих общественные отношения.

Среди нормативных правовых актов можно выделить многочисленную подгруппу технических нормативных правовых актов (ТНПА).

Схематично НПА и ТНПА можно изобразить следующим образом:

К НПА относят законы, декреты и указы, постановления и некоторые другие виды правовых актов, рассчитанных на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. К ТНПА относят технические регламенты, технические кодексы установившейся практики (ТКП), стандарты (СТБ), санитарные нормы и правила (СанПиН), авиационные правила и др. Специфика этих НПА в том, что они носят технический характер.

Иными словами, ТНПА — это составная часть законодательства Республики Беларусь. Есть ли разница между правилами вступления в силу НПА и ТНПА?

Правила вступления в силу ТНПА: общее и частное

В отличие от НПА для ТНПА предусмотрены особые правила их вступления в силу. Этот вопрос регулируется специальным НПА <*>.

Общее правило звучит следующим образом: ТНПА вводятся в действие (вступают в силу) не ранее чем через 15 рабочих дней после их подписания.

Пример 1
СанПиН «Требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам» были утверждены постановлением Минздрава от 21.06.2013 N 52. Согласно п. 4 указанного постановления они вступают в силу через 15 рабочих дней после его подписания. Начало действия СанПиН приходится на 16.07.2013.

Период «через 15 рабочих дней» является минимальным, вводить в действие ТНПА можно и позже.

Пример 2
Постановлением Госстандарта от 05.12.2011 N 85 был утвержден общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности». Дата введения его в действие — с 1 января 2016.

Правило о вступлении в силу через 15 рабочих дней действует как в отношении новых ТНПА, так и в отношении ТНПА, изложенных в новой редакции, в отношении ТНПА, в которые были внесены изменения и дополнения, в отношении ТНПА, признаваемых утратившими силу.

Пример 3
Постановлением Минздрава от 08.02.2016 N 16:
— утверждены СанПиН «Требования к организациям, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность»;
— изменено постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.12.1998 N 53;
— признаны утратившими силу СанПиН N 11-23-94 «Санитарные правила и нормы по ограничению вредного воздействия факторов производственной среды на операторов тракторов и сельскохозяйственных машин».
Согласно п. 4 постановления N 16 оно вступило в силу через 15 рабочих дней после подписания. Это касается всех вышеуказанных в нем ТНПА. Начало действия норм постановления N 16 приходится на 01.03.2016.

Иные правила вступления в силу ТНПА могут быть предусмотрены законами, поручениями Президента и его Администрации, а также правительством Республики Беларусь. В таком случае, полагаем, в тексте ТНПА должна присутствовать ссылка на вышеуказанные документы.

Как работает общее правило

Порядок определения даты вступления в силу ТНПА рассмотрим на примере СанПиН от 10.02.2017 N 12. Напомним, что по общему правилу ТНПА вступают в силу через 15 рабочих дней после подписания.

Отсчет даты вступления в силу начинается с первого рабочего дня по календарю после его подписания. Днем подписания является 10.02.2017. 11 и 12 февраля — выходные дни, они из подсчета исключаются, потому что в расчет принимаются только рабочие дни.

Соответственно первым днем отсчета будет 13.02.2017. Все другие выходные дни (18, 19, 25, 26 февраля) в рамках календарного периода в 15 рабочих дней также из подсчета исключаются. Заканчивается этот период 3 марта. Соответственно датой вступления в силу является 4 марта 2017 г.

Однако справочные правовые системы указывают на иную дату — 06.03.2017. То есть из подсчета были исключены также и выходные дни 4 и 5 марта 2017 г.

В спорной ситуации поможет разобраться пример из проекта Закона «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь». В нем обобщены все нормы о вступлении НПА в силу. Относительно рассматриваемой ситуации правило, изложенное в проекте закона, звучит следующим образом: «Если срок вступления в силу технического нормативного правового акта указан в рабочих днях, в указанный период времени не включаются субботы, воскресенья, а также государственные праздники и праздничные дни, объявленные нерабочими днями, с учетом переноса рабочих дней».

Это правило проиллюстрировано примером: «Технический нормативный правовой акт вступает в силу через 15 рабочих дней после его подписания. Дата подписания этого акта — 5 июня 2015 г. Течение срока вступления в силу акта начинается 8 июня 2015 г. и заканчивается 26 июня 2015 г. Акт вступает в силу с ноля часов 29 июня 2015 г.»

На наш взгляд, в проекте закона пример немного шире правила. Слова из правила «в указанный период» говорят о календарном периоде 15 рабочих дней, но относительно примера речь идет о выходных днях за рамками указанного периода (27 и 28 июля 2015 г.). Возможно, такое несоответствие будет учтено в ходе доработки проекта.

Есть ли иные спорные ситуации?

Есть и другой вопрос, который представляет интерес. Очень часто в ТНПА используются формулировки об их вступлении в силу, характерные для НПА <*>. Рассмотрим это на примере.

Пример 4
Минобороны 19.02.2018 приняло два постановления касательно ТНПА:
— постановлением N 3 признаются утратившими силу Авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов Республики Беларусь;
— постановлением N 5 утверждаются Авиационные правила организации государственной регистрации государственных воздушных судов Республики Беларусь.
Постановление N 3
вступает в силу через 15 дней после официального опубликования: опубликовано 01.03.2018, начало его действия — 17.03.2018. Постановление N 5 вступает в силу через 15 рабочих дней после подписания: подписано 19.02.2018, начало действия — 14.03.2018.

Как видно, в этих постановлениях использовались разные формулировки о вступлении в силу: в первом случае для НПА, во втором — для ТНПА.

При этом получается, что три дня в период с 14 марта по 16 марта 2018 г. одновременно будут действовать оба документа: и «старые», и «новые» Авиационные правила.

Тем не менее эта ситуация урегулирована в законодательстве. Для таких случаев действует правило: новый НПА имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу НПА того же государственного органа <*>. Вне всяких сомнений, это правило распространяется и на ТНПА.

Таким образом, ситуация, описанная в примере 4, некритична. Однако, на наш взгляд, подобных ситуаций целесообразно избегать.