Конституция – это ключевой НПА государства, который закрепляет основы его политической, экономической, социальной и культурной жизни, а также является ориентиром для развития национальной правовой системы.

В этой связи конституционной реформе всегда уделяют особое внимание в обществе и государстве.

Конституция имеет высшую юридическую силу, поэтому порядок внесения в нее изменений является наиболее сложным, трудоемким и с рядом временных и иных затрат.

Справочно

Для внесения изменений в любые положения конституции может быть предусмотрен особый порядок.

В частности, в соответствии со ст. 152 Конституции Азербайджана изменения в ее тексте принимаются только путем референдума.

Вместе с тем даже в рамках одной конституции ее положениями могут быть предусмотрены несколько порядков внесения изменений в ее различные структурные элементы. В частности, согласно ст. 135, 136 Конституции России положения гл. 1, 2, 9 Конституции России не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2, 9 Конституции России будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции России, либо разрабатывает проект новой Конституции России, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Поправки к гл. 38 Конституции России принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов федерации.

Согласно п. 1, 2 ст. 114 Конституции Кыргызстана закон о внесении изменений в Конституцию Кыргызстана может быть принят референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем. Изменения в положения разд. 38 Конституции Кыргызстана могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тыс. избирателей.

На основании ч. 1 ст. 139 и ч. 2, 3 ст. 140 Конституции Беларуси изменения в Конституцию Беларуси могут быть внесены на основании закона об изменении и дополнении Конституции Беларуси, который может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев, либо путем референдума. Разд. I, II, IV, VIII Конституции Беларуси могут быть изменены только путем референдума.

Для отдельных статей или норм конституции может устанавливаться особый порядок внесения изменений, отличающийся от общего основного порядка, либо вовсе наложен запрет на внесение изменений в соответствующие положения конституции при наличии определенных условий. Например, согласно п. 1 ст. 137 Конституции России изменения в ст. 65 Конституции России, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Россию и образовании в ее составе нового субъекта федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 91 Конституции Казахстана установленные Конституцией Казахстана независимость государства, унитарность и территориальная целостность страны, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Казахстана – Елбасы, и его статус являются неизменными.

Согласно ст. 157 Конституции Украины не могут вноситься изменения в Конституцию Украины, предусматривающие упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или направленные на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины. Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения.

Согласно ст. 142 Конституции Молдовы положения о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о его постоянном нейтралитете могут быть пересмотрены только при их одобрении путем референдума большинством граждан, включенных в избирательные списки. Не допускается пересмотр Конституции Молдовы, следствием которого было бы упразднение основных прав и свобод граждан или гарантий таковых. Также Конституция Молдовы не может быть пересмотрена во время чрезвычайного, осадного и военного положения.

На основании ст. 114 Конституции Армении ст. 1, 2, 114 Конституции Армении изменению не подлежат.

Являясь основным законом, конституция становится одним из первых НПА, с которого начинаются масштабные преобразования в государствах. Так было после распада Советского Союза и создания Содружества Независимых Государств (в Туркменистане и Узбекистане новые конституции были приняты в 1992 г., в Кыргызстане и России – в 1993 г., в Беларуси, Молдове и Таджикистане – в 1994 г., в Азербайджане, Армении, Грузии и Казахстане – в 1995 г., в Украине – в 1996 г.), после распада Союзной Республики Югославия (новые конституции были приняты в Сербии в 2006 г., а в 2007 г. – в Черногории).

Принятие новых конституций в указанных государствах было сопряжено с проведением конституционных реформ, в рамках которых закреплялся статус независимости соответствующих государств, выстраивались самостоятельная политическая система с иной структурой органов государственной власти, усовершенствованное экономическое устройство государств, их новая социальная модель и независимая национальная правовая система.

Следует отметить, что процесс развития государства, его политической, экономической, социальной, культурной и правовой сфер является непрерывным. Именно поэтому в ряде указанных государств были проведены новые конституционные реформы, которые затронули либо определенную сферу жизни общества и государства, например политический уклад общества, в том числе распределение полномочий между госорганами, совершенствование системы взаимодействия разных ветвей власти, либо вовсе изменили политический и экономический курс развития страны и т.д. (например, конституционные реформы в Беларуси в 1996 г., в Грузии в 2004 г., в Армении в 2005 г., в Кыргызстане в 2010 г.).