Постановление МНС от 15.01.2024 N 1 вносит изменения и дополнения в ряд налоговых деклараций (расчетов), а также в порядок их заполнения. Так, форма расчета по сбору за размещение (распространение) рекламы (далее — расчет по сбору за рекламу) дополняется приложением. В нем плательщикам сбора за размещение (распространение) рекламы (далее — сбор за рекламу) надо будет указывать сведения о размере и составе использованных льгот при их наличии. Постановление N 1 вступает в силу с 15.02.2024.

1. Новое приложение к форме расчета по сбору за рекламу: что в нем отражать

Плательщики сбора за рекламу при наличии у них в отчетном квартале объекта обложения сбором представляют в налоговые органы расчет по сбору за рекламу. С 15.02.2024 форма расчета по сбору за рекламу дополняется приложением, в котором указываются сведения о размере и составе использованных льгот. Стоимостные показатели приложения заполняются в рублях. Табличная часть приложения имеет следующий вид (ст. 307-16, п. 2 ст. 307-17 НК, приложение 39-6 к постановлению N 2 в новой редакции, п. 1 постановления N 1):

N

п/п

Содержание льготы с указанием абзаца, подпункта, пункта, статьи, даты принятия, номера и вида правового акта, которым она установлена Код льготы Размер льготируемой налоговой базы Сумма сбора, не поступившая в бюджет в связи с использованием льготы
1 2 3 4 5

Напомним, что плательщиками сбора за рекламу (далее — плательщики) признаются, за отдельными исключениями, белорусские юрлица-рекламодатели и белорусские ИП-рекламодатели, а при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю — рекламные агентства. Объект обложения сбором за рекламу — оказание плательщику услуг по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет (ст. 307- 12, п. 1 ст. 307-13 НК).

Рассматриваемое приложение плательщик заполняет при применении льгот по сбору за рекламу. При этом:

— в графу 3 «Код льготы» сведения он не вносит. Эту графу заполняет налоговый орган;

— графа 4 «Размер льготируемой налоговой базы» не заполняется в случае применения льгот в виде уменьшения суммы сбора за рекламу, подлежащего уплате в бюджет (приложение 39-6 к постановлению N 2 в новой редакции).

Налоговой базой сбора за рекламу признается стоимость фактически оказанных плательщику услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС (ст. 307-14 НК). Соответственно, в графе 4 нужно показать стоимость без НДС данных услуг, в отношении которых применена льгота по сбору за рекламу.

В отношении графы 4 отметим также следующее. В п. 2 ст. 307-13 НК перечислены ситуации, когда оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы не признается объектом обложения сбором за рекламу. Данные ситуации не являются льготами (п. 1 и 2 ст. 35 НК). Соответственно, стоимость таких услуг в графе 4 показывать не нужно.

Пример 1
Белорусская организация-рекламодатель приобрела услуги по размещению (распространению) рекламы в СМИ, редакцией которого является государственная организация. Реклама размещается (распространяется) на территории Беларуси. Стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы для белорусской организации в данной ситуации не является объектом обложения сбором за рекламу (подп. 2.5 ст. 307-13 НК). В приложении к форме расчета по сбору за рекламу ее не показывают.

Глава 28-2 «Сбор за размещение (распространение) рекламы» НК не устанавливает льгот по данному сбору. Однако они могут применяться на основании иных норм законодательства.

Пример 2
Белорусские коммерческие организации (кроме созданных после 01.08.2016 в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния или реорганизованных после указанной даты путем присоединения к ним других белорусских юрлиц), ИП, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налоги, сборы (пошлины), за некоторым исключением (абз. 1 и 4 ч. 1 подп. 1.1 Декрета N 6).
Поскольку сбор за рекламу в исключениях не поименован, вышеуказанные субъекты хозяйствования вправе его не исчислять и не уплачивать, т.е. применить льготу. При наличии объектов обложения и применении льготы нужно будет заполнить приложение к форме расчета по сбору за рекламу.
Отметим, что для целей Декрета N 6 под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск. Кроме того, установлены случаи, когда льготу применить нельзя (подстрочное примечание <*> к абз. 1 ч. 1 подп. 1.1, подп. 1.6 , 1.8 Декрета N 6).

Пример 3
Рекламодатели — резиденты индустриального парка «Великий камень», зарегистрированные до принятия НПА, который ввел сбор за рекламу (таковым первоначально был Указ N 131), вправе не исчислять и не уплачивать сбор за рекламу. Исключение — случаи, на которые установленная п. 115 Положения N 166 гарантия не распространяется. Например, это ситуация, когда оказанные рекламодателю услуги по размещению (распространению) рекламы связаны с деятельностью (размещаемая реклама касается деятельности), осуществляемой за пределами территории индустриального парка «Великий камень» (п. 2 письма N 2-3-20/00477).
Полагаем, в данной ситуации имеет место льгота (п. 2 ст. 35 НК). Поэтому, по мнению автора, резидентам индустриального парка «Великий камень», которые при наличии объектов обложения сбором за рекламу не исчисляют и не уплачивают сбор за рекламу, нужно будет заполнять приложение «Сведения о размере и составе использованных льгот».

Графа 4 «Сумма сбора, не поступившая в бюджет в связи с использованием льготы» заполняется исходя из размера льготируемой базы и применяемой ставки сбора за рекламу (п. 1 ст. 307-17, ст. 307- 15 НК).

Отметим, что в самой форме расчета по сбору за рекламу, как и ранее, суммы льготируемой базы показывать не нужно (приложение 39-6 к постановлению N 2, приложение 39-6 к постановлению N 2 в новой редакции).

2. Вместе с расчетом по сбору за рекламу за какой период заполнять приложение

Какие-либо отдельные правила заполнения приложения «Сведения о размере и составе использованных льгот» к форме расчета по сбору за рекламу не установлены.

По общим правилам приложения к формам налоговых деклараций (расчетов) «Сведения о размере и составе использованных льгот»:

— заполняются однократно по истечении календарного года при применении льгот по налогам (сборам) и представляются в налоговый орган одновременно с налоговыми декларациями (расчетами) по налогам (сборам) за календарный год. Если в соответствии с законодательством последняя налоговая декларация (расчет), относящаяся к отчетному (налоговому) периоду календарного года, представляется до окончания календарного года, приложение «Сведения о размере и составе использованных льгот» заполняется одновременно с заполнением такой налоговой декларации (расчета) (ч. 1 п. 7 Инструкции N 2 в новой редакции);

— при применении льгот по налогам (сборам), предоставленных в связи с заключением с Республикой Беларусь инвестиционного договора, заполняются и представляются одновременно с каждой налоговой декларацией (расчетом) по налогам (сборам), по которым в календарном году применялись эти льготы. При этом графы 4 и 5 заполняются нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 п. 7 Инструкции N 2 в новой редакции).

В отношении отдельных налогов и сборов установлены особые правила (ч. 1 и 3 п. 7 Инструкции N 2 в новой редакции). Однако касательно сбора за рекламу отдельные указания в п. 7 Инструкции N 2 в новой редакции не содержатся.

В то же время отчетным периодом сбора за рекламу является календарный квартал. При этом расчет по сбору за рекламу заполняется без нарастающего итога (т.е. только по суммам, включаемым в его базу в отчетном квартале) и представляется в налоговые органы только при наличии в отчетном квартале объектов налогообложения (ст. 307-16, п. 2 ст. 307-17 НК). То есть, по сути, расчета по сбору за календарный год нет. Это дает основание предположить, что приложение «Сведения о размере и составе использованных льгот» к форме расчета сбора за рекламу все-таки следует заполнять вместе с расчетом за тот квартал, в котором применены льготы, и отражать в нем льготируемые суммы за этот квартал. То есть при использовании льгот по сбору за рекламу в I квартале 2024 г. соответствующие суммы, по нашему мнению, следует показать в расчете по сбору за рекламу за I квартал, который нужно подать не позднее 22 апреля (20 апреля — суббота) (п. 2 ст. 307-17, ч. 7 ст. 4 НК).

Сведения о размере и составе использованных льгот не заполняются при применении налоговых льгот в соответствии с актами законодательства, распространение которых ограничено (ч. 2 п. 7 Инструкции N 2 в новой редакции).

3. Изменения в форму расчета по сбору за рекламу

Одновременно с добавлением в форму расчета по сбору за рекламу приложения сама форма после позиции «По сроку уплаты» дополняется позицией (приложение 39-6 к постановлению N 2 в новой редакции, п. 1 постановления N 1):

К расчету прилагаются сведения о размере и составе использованных льгот согласно приложению к настоящей форме

В данной строке нужно проставлять знак «Х» в случае представления вместе с расчетом приложения со сведениями о льготах (п. 4 Инструкции N 2).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex