С товарными знаками мы сталкиваемся практически ежедневно. По знакомой вывеске понимаем, что в здании расположен сетевой магазин или отделение почты. Любимые продукты выбираем по привычным изображениям на упаковке. Узнаем рекламу компаний по знакомым логотипам. Это и есть товарные знаки или знаки обслуживания.

Немного теории

Товарным знаком может быть, например, изображение, сочетание слов, букв, цифр, цветов или сочетание этих объектов.

Чтобы использовать товарный знак организация должна не только придумать его, но и зарегистрировать в патентном органе. Регистрация нужна в том числе для того, чтобы:

— не было очень похожих товарных знаков, которые могут ввести покупателя в заблуждение;

— в качестве товарного знака не использовались государственные или общепринятые символы и обозначения;

— товарный знак не противоречил общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Также при регистрации нужно указать, какие товары, работы или услуги планируется обозначать этим знаком. Ведь основная функция товарного знака помочь нам, потребителям, легко отличить (и запомнить) конкретный товар, работу или услугу среди других таких же.

Неудержимая фантазия производителей

Порой желание производителя выделить свой товар приводит к созданию очень необычных товарных знаков в виде звука, запаха, цвета. Так, французская компания пыталась зарегистрировать в качестве товарного знака запах клубники. Компания хотела стать монополистом по использованию запаха клубники в производстве мыла, кремов и другой продукции. Но в регистрации было отказано. Суд, который рассматривал дело, пришел к выводу, что запах клубники не оригинален. Сладкая ягода, по мнению суда, имеет пять разных запахов.

Но все же один запах зарегистрирован в Европе как товарный знак. Производителю парфюмерии из Голландии принадлежит товарный знак — запах свежескошенной травы.

А компания Cadbury хотела зарегистрировать в качестве товарного знака цвет. Тот самый, известный всему миру фиолетовый цвет, который компания использует на обертках своих шоколадок с начала 20 века. Помешали регистрации цвета в качестве товарного знака конкуренты — компания Nestle. Судебные разбирательства длились долго, но в результате суд решил, что цвет не соответствует признакам товарного знака и компании Cadbury было отказано в его регистрации.

Неудача постигла и производителя мотоциклов Harley-Davidson при попытке зарегистрировать звук двигателя мотоцикла как товарный знак. Причина отказа в том, что звук не является оригинальным. Ведь другие производители мотоциклов используют такой же двигатель, который издает похожий звук.

Меткое слово и горы свернет

С товарными знаками в виде слов и выражений тоже не все просто. Иногда у обычных слов появляется новый неожиданный смысл. Например, если сопоставить выражение, ставшее товарным знаком, и товары, для которых он предназначен. Вот несколько оригинальных вариантов:

— РАСПУЗЫРИКИ В ПОЛЕТЕ. Этот товарный знак используют для кондитерских изделий. Пробовать страшновато, не правда ли?;

— FITNESSHIT. А этот — для обозначения пива;

— ПАЛЬЧИКИ ОБЛИЖЕШЬ. Это выражение ассоциируется с едой, но зарегистрирован такой товарный знак производителем оконной замазки канифоли, шпатлевки;

— знак СЛАДКАЯ ПАРОЧКА обозначает услуги автосервиса, ремонтные работы, работы по уборке и мытью окон, бурение скважин, чистку дымоходов;

— ЗЛАЯ СОБАКА — услуги голосовой почты;

— ВАСЯ ПУПУКИН — ювелирные изделия, бижутерия, часы, драгоценные камни;

— Почта России зарегистрировала неоднозначный торговый знак ИМЕЕШЬ ПРАВО ВСЕ ПОСЛАТЬ;

— мрачный товарный знак ГРОБ В АРЕНДУ зарегистрирован фирмой, которая предоставляет дорогие гробы для проведения похорон. Авторы идеи предлагают таким образом сэкономить: для церемонии использовать арендованный элитный гроб, а захоронение провести в обычном недорогом.

Владельцы товарных знаков

Оказывается, в современном мире товарные знаки нужны не только в предпринимательской деятельности. Например, товарный знак МОНАСТИКО зарегистрировал Валаамский монастырь. Под этим знаком монастырь выпускает продукты питания: рыбу, сыр, яйца и др.

Свой товарный знак имеет и знаменитый музей Эрмитаж. Ему принадлежит знак ЭРМИТАЖНЫЙ КОТ. И речь идет не о произведении искусства, а о самых настоящих животных. Коты живут в музее, чтобы уничтожать грызунов и защищать таким образом экспонаты музея. А Эрмитаж продает под этим знаком сувенирную продукцию.