С 01.01.2024 вступили в силу изменения, внесенные в гл. 21 НК Законом от 27.12.2023 N 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон), касающиеся экологического налога. Проанализируем нововведения, сравнивая нормы НК-2023 и НК-2024.

1. Пару слов об элементах экологического налога

Основными элементами налогообложения являются плательщики налога, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога (п. 5 ст. 6 НК-2023, п. 5 ст. 6 НК-2024). Для экологического налога данные категории установлены в том числе гл. 21 НК-2023, а именно:

— ст. 246 — плательщики налога;

— ст. 247 — объекты налогообложения;

— ст. 248 — налоговая база;

— ст. 249 — налоговые ставки;

— ст. 250 — 252 — налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога.

Закон скорректировал такие элементы налога, как объекты обложения, налоговая база, порядок исчисления и налоговые ставки.

2. Изменения в объектах обложения экологическим налогом

Уточнены следующие объекты обложения экологическим налогом:

1) выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух. Согласно Закону объектами обложения экологическим налогом признаются выбросы ЗВ в атмосферный воздух и (или) суммарные показатели таких ЗВ, указанные в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абз. 2 п. 120 ст. 1 Закона, подп. 1.1 п. 1 ст. 247 НК-2024). По НК-2023 это выбросы ЗВ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (подп. 1.1 п. 1 ст. 247 НК-2023);

2) захоронение отходов производства. Закон в качестве отдельного объекта наряду с отходами производства, направленными на захоронение, называет отходы производства, которые передаются в налоговом периоде для изоляции на объекты захоронения отходов производства (абз. 3 п. 120 ст. 1 Закона, подп. 1.4 п. 1 ст. 247 НК-2024). Это дополнение связано с тем, что подобное уточнение было внесено в определение налоговой базы экологического налога за захоронение отходов в НК в 2023 г. Таковой с 01.01.2023 наряду с фактическими объемами иных отходов производства, направленными на захоронение, признаются фактические объемы отходов, которые передаются в налоговом периоде для изоляции на объекты захоронения отходов. При налогообложении подобных отходов следует учитывать положения письма Минприроды и МНС от 15.11.2021 N 10-1-11/5493/2-2-14/06658 (абз. 5 ст. 248 НК-2023, п. 135 ст. 2 Закона N 230-З).

Примечание
Отходы производства, размещаемые на объекте захоронения отходов (полигоне), складируются с промежуточными изолирующими слоями. В качестве изолирующего материала могут применяться некоторые виды отходов производства. Такое применение является частью технологического процесса захоронения отходов при соблюдении требований, изложенных в подп. 5.4.6, 5.4.10, 5.4.11 ТКП 17.11-02-2009 (02120/02030).

3. Изменения в налоговой базе экологического налога

Принципиальных изменений нет. В основном они носят уточняющий, дополняющий или редакционный характер.

Так, скорректировано общее, применимое ко всем объектам обложения экологическим налогом, определение налоговой базы экологического налога, а также определение налоговой базы:

— по выбросам ЗВ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;

— отходам производства, направленным в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об отходах.

Чтобы понять, что конкретно изменилось, сравним определение из НК-2023 с формулировкой из НК-2024 (изменения и дополнения в нормах выделены полужирным шрифтом, а удаляемые положения, действовавшие до 01.01.2024, зачеркнуты) (абз. 2, 3, 4 п. 121 ст. 1 Закона):

Ст. 248 НК-2023 Ст. 248 НК-2024 Суть изменений
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы (абз. 1) Налоговая база экологического налога определяется, если иное не установлено частью второй настоящей статьи, как фактические объемы (абз. 1 ч. 1) Такого уточнения потребовало введение новой нормы о порядке определения налоговой базы экологического налога в ситуациях, когда организации не ведут должным образом учет отходов производства (абз. 5 п. 121 ст. 1 Закона, ч. 2 ст. 248 НК-2024)
выбросов ЗВ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абз. 2) выбросов ЗВ в атмосферный воздух и (или) суммарных показателей таких ЗВ, указанных в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абз. 2 ч. 1) Данное уточнение исключает неоднозначное понимание того, что при определении налоговой базы нужно учитывать суммарные показатели выбросов, отраженные во всех разрешениях плательщика
отходов производства, направленных в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об отходах (абз. 4) отходов производства, направленных в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об обращении с отходами (абз. 4 ч. 1) Изменения носят редакционный характер. Это объясняется приведением терминологии в соответствие с законодательством об обращении с отходами

Кроме того, как упоминалось выше, ст. 248 НК-2024 дополнена частью, которая содержит порядок определения налоговой базы экологического налога в ситуациях, когда организации не ведут должным образом учет отходов производства (в НК-2023 такая норма отсутствует).

Напомним, при определении фактического объема отходов, направленных на хранение в налоговом периоде, нужно учитывать, что объектами обложения экологическим налогом не признаются:

— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве не более одной четвертой годовой мощности объекта (годового объема используемых и (или) обезвреживаемых отходов) согласно проектной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (подп. 2.4 п. 2 ст. 247 НК-2023);

— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов (подп. 2.5 п. 2 ст. 247 НК-2023).

Названные нормы не изменены. Но в ситуации, когда учет отходов производства в организации не ведется должным образом, с 01.01.2024 подп. 2.4, 2.5 п. 2 ст. 247 НК-2024 не применяются и налоговая база экологического налога за хранение отходов производства определяется (абз. 5 п. 121 ст. 1 Закона, ч. 2 ст. 248 НК-2024):

— как 1/4 количества отходов производства, установленного в качестве лимита хранения отходов производства в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или комплексных природоохранных разрешениях;

— как количество отходов производства, необходимое для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов, установленное для организации в соответствии с законодательством об обращении с отходами.

4. Изменения в порядке исчисления экологического налога

Кардинальных корректировок нет. Но внесены уточняющие правки в п. 5 ст. 251 НК-2024. Так, они затронули ч. 3 названного пункта, которая касается уменьшения сумм экологического налога за хранение и за захоронение отходов производства на сумму произведенных расходов на финансирование капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в возведение и (или) реконструкцию собственниками отходов объектов хранения, объектов обезвреживания и (или) объектов по использованию отходов (ч. 3 п. 5 ст. 251 НК-2023).

Напомним, хранение отходов производства и захоронение отходов производства — два отдельных объекта обложения экологическим налогом. А значит, и условия, при которых можно уменьшить сумму налога, должны формулироваться для каждого из этих направлений отдельно (подп. 1.3, 1.4 п. 1 ст. 247 НК-2023; подп. 1.3, 1.4 п. 1 ст. 247 НК-2024).

НК-2024 четко определил, в каком случае уменьшается сумма исчисленного экологического налога за хранение отходов производства и в каком — за захоронение. На суть такое разделение не повлияло. По-прежнему применять льготу в виде уменьшения суммы исчисленного экологического налога организации вправе при осуществлении капитальных вложений за счет собственных средств (абз. 3 — 6 п. 122 ст. 1 Закона; ч. 3, 4 п. 5 ст. 251 НК-2024).

5. Изменения в ставках

Размеры ставок экологического налога, установленные в приложениях 7 — 9 к НК-2023, проиндексированы по всем объектам обложения экологическим налогом. В среднем ставки увеличены на 7,5% (п. 174 ст. 1 Закона):

1) за выбросы ЗВ в атмосферный воздух:

Объект обложения экологическим налогом Ставка экологического налога, руб.
Приложение 7 к НК-2023 Приложение 7 к НК-2024
Выбросы ЗВ в атмосферный воздух, суммарно за тонну ЗВ:
2-го класса опасности 1234,67 1327,27
3-го класса опасности 408,16 438,77
4-го класса опасности, а также тех, для которых не определены классы опасности 202,81 218,02

2) за сброс сточных вод в окружающую среду:

Объект обложения экологическим налогом Ставка экологического налога, руб.
Приложение 8 к НК-2023 Приложение 8 к НК-2024
Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. м:
в водотоки 0,16 0,17
водоемы 0,18 0,19
Сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. м 0,18 0,19
Сброс сточных вод в недра, за 1 куб. м 9,79 10,52

3) за захоронение, хранение отходов производства:

Объект обложения экологическим налогом Ставка экологического налога, руб.
Приложение 9 к НК-2023 Приложение 9 к НК-2024
1. Захоронение 1 т:
1.1. неопасных отходов производства 7,28 7,83
1.2. опасных отходов производства:
3-го класса опасности 184,58 198,42
4-го класса опасности 92,05 98,95
2. Хранение 1 т:
2.1. неопасных отходов производства 1,59 1,71
2.2. опасных отходов производства:
1-го класса опасности 161,08 173,16
2-го класса опасности 47,27 50,82
3-го класса опасности 15,71 16,89
из них:
лигнина 3,20 3,44
осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод 0,23 0,25
4-го класса опасности
из них:
твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинисто-солевых, фосфогипса 0,97 1,04
ила активного очистных сооружений 0,18 0,19
иных отходов 7,86 8,45

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex