С 01.01.2024 вступили в силу изменения, внесенные в гл. 21 НК Законом от 27.12.2023 N 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон), касающиеся экологического налога. Проанализируем нововведения, сравнивая нормы НК-2023 и НК-2024.
1. Пару слов об элементах экологического налога
Основными элементами налогообложения являются плательщики налога, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога (п. 5 ст. 6 НК-2023, п. 5 ст. 6 НК-2024). Для экологического налога данные категории установлены в том числе гл. 21 НК-2023, а именно:
— ст. 246 — плательщики налога;
— ст. 247 — объекты налогообложения;
— ст. 248 — налоговая база;
— ст. 249 — налоговые ставки;
— ст. 250 — 252 — налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога.
Закон скорректировал такие элементы налога, как объекты обложения, налоговая база, порядок исчисления и налоговые ставки.
2. Изменения в объектах обложения экологическим налогом
Уточнены следующие объекты обложения экологическим налогом:
1) выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух. Согласно Закону объектами обложения экологическим налогом признаются выбросы ЗВ в атмосферный воздух и (или) суммарные показатели таких ЗВ, указанные в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абз. 2 п. 120 ст. 1 Закона, подп. 1.1 п. 1 ст. 247 НК-2024). По НК-2023 это выбросы ЗВ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (подп. 1.1 п. 1 ст. 247 НК-2023);
2) захоронение отходов производства. Закон в качестве отдельного объекта наряду с отходами производства, направленными на захоронение, называет отходы производства, которые передаются в налоговом периоде для изоляции на объекты захоронения отходов производства (абз. 3 п. 120 ст. 1 Закона, подп. 1.4 п. 1 ст. 247 НК-2024). Это дополнение связано с тем, что подобное уточнение было внесено в определение налоговой базы экологического налога за захоронение отходов в НК в 2023 г. Таковой с 01.01.2023 наряду с фактическими объемами иных отходов производства, направленными на захоронение, признаются фактические объемы отходов, которые передаются в налоговом периоде для изоляции на объекты захоронения отходов. При налогообложении подобных отходов следует учитывать положения письма Минприроды и МНС от 15.11.2021 N 10-1-11/5493/2-2-14/06658 (абз. 5 ст. 248 НК-2023, п. 135 ст. 2 Закона N 230-З).
Примечание
Отходы производства, размещаемые на объекте захоронения отходов (полигоне), складируются с промежуточными изолирующими слоями. В качестве изолирующего материала могут применяться некоторые виды отходов производства. Такое применение является частью технологического процесса захоронения отходов при соблюдении требований, изложенных в подп. 5.4.6, 5.4.10, 5.4.11 ТКП 17.11-02-2009 (02120/02030).
3. Изменения в налоговой базе экологического налога
Принципиальных изменений нет. В основном они носят уточняющий, дополняющий или редакционный характер.
Так, скорректировано общее, применимое ко всем объектам обложения экологическим налогом, определение налоговой базы экологического налога, а также определение налоговой базы:
— по выбросам ЗВ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
— отходам производства, направленным в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об отходах.
Чтобы понять, что конкретно изменилось, сравним определение из НК-2023 с формулировкой из НК-2024 (изменения и дополнения в нормах выделены полужирным шрифтом, а удаляемые положения, действовавшие до 01.01.2024, зачеркнуты) (абз. 2, 3, 4 п. 121 ст. 1 Закона):
Ст. 248 НК-2023 | Ст. 248 НК-2024 | Суть изменений |
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы (абз. 1) | Налоговая база экологического налога определяется, если иное не установлено частью второй настоящей статьи, как фактические объемы (абз. 1 ч. 1) | Такого уточнения потребовало введение новой нормы о порядке определения налоговой базы экологического налога в ситуациях, когда организации не ведут должным образом учет отходов производства (абз. 5 п. 121 ст. 1 Закона, ч. 2 ст. 248 НК-2024) |
выбросов ЗВ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абз. 2) | выбросов ЗВ в атмосферный воздух и (или) суммарных показателей таких ЗВ, указанных в разрешениях на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абз. 2 ч. 1) | Данное уточнение исключает неоднозначное понимание того, что при определении налоговой базы нужно учитывать суммарные показатели выбросов, отраженные во всех разрешениях плательщика |
отходов производства, направленных в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об отходах (абз. 4) | отходов производства, направленных в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об обращении с отходами (абз. 4 ч. 1) | Изменения носят редакционный характер. Это объясняется приведением терминологии в соответствие с законодательством об обращении с отходами |
Кроме того, как упоминалось выше, ст. 248 НК-2024 дополнена частью, которая содержит порядок определения налоговой базы экологического налога в ситуациях, когда организации не ведут должным образом учет отходов производства (в НК-2023 такая норма отсутствует).
Напомним, при определении фактического объема отходов, направленных на хранение в налоговом периоде, нужно учитывать, что объектами обложения экологическим налогом не признаются:
— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве не более одной четвертой годовой мощности объекта (годового объема используемых и (или) обезвреживаемых отходов) согласно проектной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (подп. 2.4 п. 2 ст. 247 НК-2023);
— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов (подп. 2.5 п. 2 ст. 247 НК-2023).
Названные нормы не изменены. Но в ситуации, когда учет отходов производства в организации не ведется должным образом, с 01.01.2024 подп. 2.4, 2.5 п. 2 ст. 247 НК-2024 не применяются и налоговая база экологического налога за хранение отходов производства определяется (абз. 5 п. 121 ст. 1 Закона, ч. 2 ст. 248 НК-2024):
— как 1/4 количества отходов производства, установленного в качестве лимита хранения отходов производства в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или комплексных природоохранных разрешениях;
— как количество отходов производства, необходимое для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов, установленное для организации в соответствии с законодательством об обращении с отходами.
4. Изменения в порядке исчисления экологического налога
Кардинальных корректировок нет. Но внесены уточняющие правки в п. 5 ст. 251 НК-2024. Так, они затронули ч. 3 названного пункта, которая касается уменьшения сумм экологического налога за хранение и за захоронение отходов производства на сумму произведенных расходов на финансирование капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в возведение и (или) реконструкцию собственниками отходов объектов хранения, объектов обезвреживания и (или) объектов по использованию отходов (ч. 3 п. 5 ст. 251 НК-2023).
Напомним, хранение отходов производства и захоронение отходов производства — два отдельных объекта обложения экологическим налогом. А значит, и условия, при которых можно уменьшить сумму налога, должны формулироваться для каждого из этих направлений отдельно (подп. 1.3, 1.4 п. 1 ст. 247 НК-2023; подп. 1.3, 1.4 п. 1 ст. 247 НК-2024).
НК-2024 четко определил, в каком случае уменьшается сумма исчисленного экологического налога за хранение отходов производства и в каком — за захоронение. На суть такое разделение не повлияло. По-прежнему применять льготу в виде уменьшения суммы исчисленного экологического налога организации вправе при осуществлении капитальных вложений за счет собственных средств (абз. 3 — 6 п. 122 ст. 1 Закона; ч. 3, 4 п. 5 ст. 251 НК-2024).
5. Изменения в ставках
Размеры ставок экологического налога, установленные в приложениях 7 — 9 к НК-2023, проиндексированы по всем объектам обложения экологическим налогом. В среднем ставки увеличены на 7,5% (п. 174 ст. 1 Закона):
1) за выбросы ЗВ в атмосферный воздух:
Объект обложения экологическим налогом | Ставка экологического налога, руб. | |
Приложение 7 к НК-2023 | Приложение 7 к НК-2024 | |
Выбросы ЗВ в атмосферный воздух, суммарно за тонну ЗВ: | ||
2-го класса опасности | 1234,67 | 1327,27 |
3-го класса опасности | 408,16 | 438,77 |
4-го класса опасности, а также тех, для которых не определены классы опасности | 202,81 | 218,02 |
2) за сброс сточных вод в окружающую среду:
Объект обложения экологическим налогом | Ставка экологического налога, руб. | |
Приложение 8 к НК-2023 | Приложение 8 к НК-2024 | |
Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. м: | ||
в водотоки | 0,16 | 0,17 |
водоемы | 0,18 | 0,19 |
Сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. м | 0,18 | 0,19 |
Сброс сточных вод в недра, за 1 куб. м | 9,79 | 10,52 |
3) за захоронение, хранение отходов производства:
Объект обложения экологическим налогом | Ставка экологического налога, руб. | |
Приложение 9 к НК-2023 | Приложение 9 к НК-2024 | |
1. Захоронение 1 т: | ||
1.1. неопасных отходов производства | 7,28 | 7,83 |
1.2. опасных отходов производства: | ||
3-го класса опасности | 184,58 | 198,42 |
4-го класса опасности | 92,05 | 98,95 |
2. Хранение 1 т: | ||
2.1. неопасных отходов производства | 1,59 | 1,71 |
2.2. опасных отходов производства: | ||
1-го класса опасности | 161,08 | 173,16 |
2-го класса опасности | 47,27 | 50,82 |
3-го класса опасности | 15,71 | 16,89 |
из них: | ||
лигнина | 3,20 | 3,44 |
осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод | 0,23 | 0,25 |
4-го класса опасности | ||
из них: | ||
твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинисто-солевых, фосфогипса | 0,97 | 1,04 |
ила активного очистных сооружений | 0,18 | 0,19 |
иных отходов | 7,86 | 8,45 |
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex