Постановлением Совмина от 08.06.2023 N 380 скорректировано постановление Совмина от 09.02.2023 N 114 «О временном регулировании цен». Изменения вступают в силу с 10.06.2023.

1. Изменения в составе товаров, цены на которые регулируются

1. Определен перечень транспортных средств, машин и оборудования.

Предельные максимальные надбавки импортеров и предельные максимальные оптовые надбавки к отпускной цене производителя (импортера), предельный максимальный норматив рентабельности в установленных размерах применяются при формировании цен на транспортные средства, машины и оборудование, запасные части, узлы и агрегаты для транспортных средств, машин и оборудования, предназначенные для реализации субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства. Размер надбавок, норматива рентабельности изменений не претерпел. Однако определен перечень транспортных средств, машин и оборудования, цены на которые и на запчасти, узлы и агрегаты для которых формируются с учетом ограничений. Данный перечень включает 31 позицию (абз. 5 подп. 1.1, подп. 1.8 постановления N 380):

— тракторы;

— зерноуборочные и кормоуборочные комбайны;

— автомобили грузовые, автокраны;

— погрузчики самоходные;

— плуги;

— машины для внесения органических и минеральных удобрений;

— агрегаты почвообрабатывающе-посевные и почвообрабатывающие комбинированные;

— бороны, рыхлители, культиваторы, дискаторы, лущильники, фрезы, агрегаты прополочные;

— сеялки, сажалки и рассадопосадочные машины;

— косилки, жатки, включая монтируемые на тракторах (кроме косилок для газонов, парков и спортивных площадок);

— грабли-ворошилки, грабли-валкователи;

— прессы для соломы или сена, включая пресс-подборщики;

— машины для уборки клубней или корнеплодов самоходные и прицепные;

— машины ботвоуборочные;

— погрузчики свеклы;

— опрыскиватели самоходные и прицепные;

— прицепы и полуприцепы, в том числе специальные;

— машины камнеуборочные;

— комплексы зерноочистительно-сушильные, зерносушилки;

— машины для очистки, сортировки и калибровки семян, протравливатели семян;

— пункты (комплексы) картофелесортировальные;

— машины и оборудование для хранения сельскохозяйственной продукции;

— специализированная льноуборочная техника;

— технологическое оборудование первичной переработки льна;

— дождевальные установки;

— установки доильные и холодильные;

— машины и оборудование для выращивания сельскохозяйственных животных, птицеводства и рыбоводства;

— бульдозеры самоходные;

— грейдеры и планировщики самоходные;

— экскаваторы одноковшовые и многоковшовые самоходные;

— насосы погружные скважинные.

Надбавки, предусмотренные постановлением N 114, при формировании цен на транспортные средства, машины и оборудование, не перечисленные в перечне, а также на запчасти, узлы и агрегаты для транспортных средств, машин и оборудования, не перечисленных в перечне, не применяются.

Кроме того, из состава объектов, предназначенных для реализации субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, цены на которые регулируются, исключены комплектующие для транспортных средств, машин и оборудования.

2. Введено определение термина «субъекты, осуществляющие деятельность в области агропромышленного производства» для целей постановления N 114 (абз. 6 и 7 подп. 1.1 постановления N 380). Ранее термин применялся в значении, определенном Указом N 347 (подстрочное примечание <*> к абз. 2 ч. 1 подп. 1.1 постановления N 114):

Определение термина «субъекты, осуществляющие деятельность в области агропромышленного производства» для целей постановления N 114 Примечание
до 10.06.2023 согласно подп. 11-1.1 Указа N 347 с 10.06.2023
Юрлица, включая их обособленные подразделения, основным видом деятельности которых являются:

растениеводство и животноводство;

рыбоводство;

производство продуктов питания;

подготовка и прядение льняного волокна;

ветеринарная деятельность;

оказание мелиоративных услуг (осушение сельскохозяйственных участков, строительство оросительных систем (каналов), насосных станций, зданий и сооружений, являющихся неотъемлемой частью мелиоративных систем);

предоставление услуг в области растениеводства и животноводства;

оптовая торговля удобрениями, агрохимическими продуктами, ветеринарными средствами, техникой и оборудованием для сельского хозяйства;

ремонт сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования для сельского хозяйства;

перевозка сельскохозяйственной продукции и услуги зернохранилищ;

подготовка кадров для агропромышленного комплекса;

научные и исследовательские разработки в области сельского хозяйства.

 

Граждане, ведущие личные (подсобные) хозяйства

Юрлица, включая их обособленные подразделения, основным видом деятельности которых являются:

растениеводство и животноводство;

рыбоводство;

 

подготовка и прядение льняного волокна;

 

оказание мелиоративных услуг (осушение сельскохозяйственных участков, строительство оросительных систем (каналов), насосных станций, зданий и сооружений, являющихся неотъемлемой частью мелиоративных систем);

предоставление услуг в области растениеводства и животноводства;

оптовая торговля удобрениями, агрохимическими продуктами, ветеринарными средствами, техникой и оборудованием для сельского хозяйства;

ремонт сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования для сельского хозяйства

К субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, для целей постановления N 114 более не относятся юрлица (включая их обособленные подразделения), основным видом деятельности которых являются:

производство продуктов питания;

ветеринарная деятельность;

перевозка сельскохозяйственной продукции и услуги зернохранилищ;

подготовка кадров для агропромышленного комплекса;

научные и исследовательские разработки в области сельского хозяйства.

Кроме того, формально исключены из состава таких субъектов граждане, ведущие личные (подсобные) хозяйства. Отметим, что торговые надбавки постановление N 114 не устанавливало. Поэтому цены при розничной продаже таким лицам транспортных средств, машин и оборудования, запчастей, узлов и агрегатов к ним постановлением N 114 не регулировались

3. Уточнено, что действие постановления N 114 не распространяется на отношения, связанные с реализацией товаров, предназначенных для последующей передачи в финансовую аренду (лизинг) (подп. 1.4 постановления N 380).

2. Изменения в применении курсов импортерами при установлении цен

Постановление N 114 ранее не предусматривало особенностей пересчета импортерами контрактных цен в белорусские рубли. Поэтому применялось правило, установленное в ч. 3 п. 5 Инструкции N 55. Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, следовало пересчитывать по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком (далее — официальный курс) на дату установления цены (п. 1 Инструкции N 55).

Теперь импортер при установлении отпускной цены на ввезенные товары пересчитывает контрактные цены, установленные в иностранной валюте, следующим образом (абз. 2 и 3 подп. 1.3 постановления N 380):

Ситуация Курс, подлежащий применению Примечание
Предоплата (аванс) в иностранной валюте не перечислялись Официальный курс на дату принятия товаров к бухучету импортером
Перечислена 100%-ная предоплата (аванс) в иностранной валюте Официальный курс на дату принятия товаров к бухучету импортером

или

официальный курс на дату (даты) перечисления предварительной оплаты (аванса)

Порядок определения оплаченной части стоимости товаров закрепляется в локальном правовом акте юрлица или ИП
Перечислена частичная предоплата (аванс) в иностранной валюте В части, не покрытой предоплатой (авансом):

официальный курс на дату принятия товаров к бухучету импортером.

В оплаченной части:

официальный курс на дату принятия товаров к бухучету импортером

или

официальный курс на дату (даты) перечисления предварительной оплаты (аванса)

Данные правила пересчета применяются импортером при формировании цен на все товары, регулируемые постановлением N 114.

Если курсы меняются, сформированные отпускные цены можно скорректировать на величину пересчета контрактных цен по официальному курсу на первое число каждого месяца (абз. 4 подп. 1.3 постановления N 380).

Возможна ситуация, когда импортер воспользовался указанным правом и увеличил отпускные цены при росте официального курса, а впоследствии курс снизился. Тогда импортер обязан пересчитать цену не позднее третьего рабочего дня месяца по официальному курсу на первое число каждого месяца (абз. 5 подп. 1.3 постановления N 380). Если цены не пересчитывались при росте официального курса, то обязанности их корректировать при падении официального курса не установлено.

3. Цены на остатки товаров, имеющиеся на 12.02.2023

Субъектам торговли разрешено при формировании цен на остатки товаров, указанных в ч. 1 подп. 1.1 постановления N 114, которые сложились у них на 12.02.2023, применять оптовую надбавку в размерах, не превышающих установленные значения, к цене приобретения. В этой ситуации может не соблюдаться правило о том, что размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать размера предельной максимальной оптовой надбавки независимо от количества юрлиц и ИП, участвующих в реализации товаров (абз. 8 подп. 1.1, абз. 3 и 4 подп. 1.5 постановления N 380).

Напомним, что 12.02.2023 — дата, с которой вступило в силу постановление N 114.

4. Псевдовалютные договоры

Введены правила, предусматривающие особенности реализации товаров, указанных в ч. 1 подп. 1.1 постановления N 114, по псевдовалютным договорам субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства.

При продаже указанным субъектам таких товаров в рамках договоров на поставку с отсрочкой (рассрочкой) платежа не менее 90 календарных дней, предусматривающих исполнение денежных обязательств в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, сумма оплаты определяется по официальному курсу соответствующей валюты на дату платежа. Ценой, сформированной в соответствии с требованиями постановления N 114, является цена реализации по указанному договору (абз. 2 и 3 подп. 1.6 постановления N 380).

5. Разъяснение норм постановления N 114

Определены госорганы, которым предоставлено право разъяснять вопросы применения постановления N 114 (абз. 4 — 6 подп. 1.6 постановления N 380).

Так, применение п. 3 и 5 постановления N 114 вправе разъяснять МАРТ. Это вопросы обоснования контрактных цен и применения курсов для их пересчета, если контрактные цены выражены в иностранной валюте, а также формирования цен на остатки товаров.

Иные положения постановления N 114 может разъяснять Минсельхозпрод.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex