МАРТ в письме от 21.04.2020 дополнительно разъяснил требования к изменению договора госзакупки с учетом особенностей формирования цен. В частности, в отношении продуктов питания, лекарственных средств и медицинских изделий (далее – медтовары) <*>.

Необходимость в разъяснении возникла в связи с принятием постановления МАРТ N 30 «О регулировании цен на социально значимые товары» и утратой силы постановления Совмина N 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке». В связи с новым разъяснением ранее данное разъяснение в письме МАРТ от 02.04.2020 утратило силу.

Что учесть при изменении договора госзакупки медтоваров

Реализация медтоваров юрлицами и ИП, осуществляющими оптовую и розничную торговлю такими товарами, может осуществляться ниже расчетной отпускной или отпускной цены белорусской организации-изготовителя <*>. Например, вышеуказанная норма применима при реализации медтоваров предприятием, определенным участником-победителем процедуры госзакупки, по цене, сформированной по итогам проведения такой процедуры <*>. При этом изменить сформированную по итогам госзакупки цену нельзя, за исключением ряда случаев <*>.

На заметку
Указ N 366 прямо не устанавливает необходимость осуществления пересчета уже сформированной цены и не предусматривает положений, касающихся изменения цены договора госзакупки.

Изменить цену договора госзакупки медтоваров до 01.07.2020 можно, если изменение стоимости таких товаров, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при их производстве, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. При этом планируемый размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя) <*>.

Что учесть при изменении договора госзакупки продуктов питания

Формировать цены на продукты питания, включенные в перечень социально значимых товаров и реализуемые покупателю начиная с 19.04.2020, необходимо с учетом ограничений <*>:

— предельного максимального норматива рентабельности при формировании цены производителем. Он зависит от фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в январе — феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции;

— предельной максимальной надбавки – для импортеров. Она не должна превышать 10%.

На заметку
Перечень социально значимых товаров определен в приложении 1 к постановлению МАРТ N 30. К ним относятся: масло сливочное, мука пшеничная, сыр, детское питание, спички, туалетная бумага и другие товары.

Если уровень рентабельности и используемые надбавки превышают максимально допустимые, то необходимо внести изменения в договор и привести его в соответствие с требованиями постановления МАРТ N 30 <*>.

Какой алгоритм действий рекомендует МАРТ по изменению цены договора

1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) готовит и направляет в адрес заказчика:

— предложение об изменении цены договора;

— расчет, который подтверждает обоснованность изменения цены договора.

2. Заказчик рассматривает представленные документы и принимает решение с учетом:

— имеющегося финансирования;

— оценки достаточности оснований изменения цены. При этом МАРТ отмечает, что одним из основных принципов осуществления госзакупок является эффективное расходование денежных средств. Поэтому до принятия решения об изменении цены договора заказчик должен изучить уровень цен на рынке на приобретаемый товар (работу, услугу) во избежание необоснованного увеличения цены договора;

— времени на возможное проведение новой процедуры госзакупки.

Решение об изменении цены договора возможно только по соглашению сторон. Поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе в одностороннем порядке изменять цену договора, заключенного по результатам проведения процедуры госзакупки.

На заметку
Позиция МАРТ по вопросу, следует ли относить пандемию коронавируса к обстоятельствам непреодолимой силы, осталась прежней. Обстоятельства непреодолимой силы определяются в каждой конкретной ситуации индивидуально.

Читайте также:
Комментарий к Указу N 143 о поддержке экономики в условиях пандемии коронавируса