Надежда Лещинская

заместитель директора по правовым вопросам ООО «ТЕЛС КАРГО БиУай», эксперт в области таможенного права,
транспортно-экспедиционной деятельности и перевозок грузов, автор многочисленных аналитических материалов.


ООО «ЮрСпектр» 22.02.2023 провело аудиториум на тему «Международные перевозки грузов в условиях ограничений». В рамках мероприятия лектор Надежда Лещинская ответила на вопросы слушателей. Наиболее интересные из них — в материале. 

Вопрос 1: Существует много параллельных санкционных списков товаров как со стороны ЕС, так и со стороны России и Беларуси. Можно ли в общем сказать, с какими видами грузов сейчас лучше не работать?

Ответ: Полагаю, в сложившихся условиях у перевозчиков нет особого выбора: вариантов и предложений по грузам не так много. Безусловно, идеальный вариант — выбор не санкционного груза либо его перевозка в страны, в отношении которых не введены запреты и ограничения.

Особая группа — товары двойного назначения, которые имеют отношение к военно-промышленному комплексу и, соответственно, контролируются особым образом. Однако нужно помнить, что товары, запрещенные к вывозу с территории ЕС в Беларусь и Россию, не просто кодируются. Имеется их техническое описание, сообразно которому определяют, является ли данный товар санкционным либо нет. Тот факт, что код товарной номенклатуры, соответствующий товару, не указан в постановлении о санкциях, не исключает, что некоторые товары, классифицированные под этим кодом, подпадают под его действие, поскольку они могут быть товарами двойного назначения. Перевозчику стоит помнить, что определенные товары (например, запчасти для автомобиля) могут неожиданно оказаться в зоне усиленного внимания как компетентных органов европейской страны, так и белорусских или российских государственных органов.

Справочно
Информация о кодах, запрещенных к ввозу или вывозу:
— в (из) Беларуси: https://customs.gov.by/zaprety-i-ogranicheniya/baza-dannykh-zaprety-i-ogranicheniya/;
— в (из) России: https://www.alta.ru/tnved/forbidden_export/, https://www.alta.ru/tnved/forbidden_codes/.

Вопрос 2: Возможна ли перепродажа в пути санкционного товара?

Ответ: Да, если это предусматривает наличие договора поставки между страной ЕС и Казахстаном, Киргизией или Арменией и санкционный товар следует по единому комплекту документов (CMR, инвойс, упаковочный лист), перемещается в указанное государство-посредник. Иначе говоря, ввозится в ЕАЭС, проходит таможенное оформление в стране назначения и далее, уже без таможенного контроля, по новому пакету документов перенаправляется в страну назначения (к конечному покупателю).

Схема законная, однако для конечного потребителя значительно увеличивается стоимость товара за счет транспортных расходов (увеличивается путь следования товара к конечному получателю).

Существует возможность перепродажи в пути санкционного товара без его доставки в Казахстан, Киргизию или Армению, когда на территории Беларуси или России товар, следующий под таможенным контролем (помещенный под процедуру таможенного транзита), вместо следования в первоначальную таможню назначения с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится транспортное средство с товаром, перенаправляется сразу конечному получателю в Беларусь или Россию. При этом нужно иметь в виду, что пакет документов (CMR, инвойс, упаковочный лист) в этом случае заменить невозможно и отметка фактического получателя товара (компании — резидента Беларуси или России) в 24-й графе CMR-накладной будет компрометировать грузоотправителя — резидента ЕС перед компетентными органами его страны, поскольку будет явно свидетельствовать об обходе санкций.

Также очевидно, что такая схема не может быть реализована в том случае, если товар запрещен к ввозу в Беларусь или Россию в соответствии с законодательством этих стран.

Обратите внимание!
С 01.01.2023 возобновлен запрет на перевозки в (из) Казахстана с перецепкой (перегрузкой) вне страны регистрации первоначального перевозчика или страны первой загрузки. Следовательно, доставлять грузы в Казахстан может единый на всем пути перевозчик или перевозчики одной страны регистрации (п. 48 и 51 Правил применения разрешительной системы автоперевозок в Казахстане в международном сообщении).
В связи с этим нельзя перевозить грузы в Казахстан после перецепки (перегрузки) на российских или белорусских складах временного хранения. Штраф составит примерно 3200 евро.

Вопрос 3: Разрешение на перевозку товаров по территории ЕС каждая его страна предоставляет только для своей территории или для территории всего ЕС?

Ответ: Единого органа в ЕС для выдачи такого разрешения нет, его выдает компетентный орган каждой страны ЕС в отдельности. При этом данный орган обязан проинформировать о выдаче разрешения страны ЕС, по которым будет следовать груз.

Разрешение на перевозку не приравнивается к автоматическому согласию или несогласию стран следования на транзит, хотя теоретически проблем быть не должно. Однако рекомендуется направлять заявления на получение таких разрешений и в страны следования. Это бесплатно, допускается через электронную почту и в последующем поможет водителю перевозчика доказать возможность транзита.

Примечание
Регламент Совета ЕС от 08.04.2022, запретивший белорусским автоперевозчикам движение по территории ЕС, предусмотрел и исключения. Например, если перевозка необходима для гуманитарных целей, транспортировки в ЕС природного газа, нефти, меди, титана и т.д.; если транспортируется фармацевтическая, медицинская, пищевая и сельскохозяйственная продукция. При этом:
— белорусский перевозчик должен получить разрешения страны-экспортера (импортера) и стран следования ЕС;
— разрешение необходимо отдельно на каждую перевозку. Хотя в рамках группы идентичных перевозок либо одного контракта можно попробовать обратиться за комплексным разрешением.

Вопрос 4: Автомобили перемещаются по договору из страны ЕС в Беларусь своим ходом или на лафете. Кроме договора, имеется CMR и акт. Можно ли такое перемещение отнести к международной перевозке груза для применения ставки НДС 0%?

Ответ: Пока у налоговых органов нет единой позиции в этом вопросе. За официальным разъяснением целесообразно обратиться к регулятору.

Полагаю, ответ на вопрос будет положительным при условии, что:

— стороны заключили договор перевозки или транспортной экспедиции. Если речь идет о договоре оказания услуг, ставка НДС составит 20% (подп. 3.1 п. 3 ст. 122 НК);

— имеется заявка на перевозку этих автомобилей. При этом не имеет значения, следуют они на автовозе или самостоятельно;

— есть CMR, являющаяся и товарной, и транспортной накладной, т.е. документ не только бухгалтерского оприходования, но и международной перевозки.

Такое предположение основывается на требованиях, предъявляемых при применении нулевой ставки НДС (подп. 1.5 п. 1 ст. 122, п. 2 ст. 126 НК).

Вопрос 5: Груз считается утраченным по истечении 30 дней с момента срока доставки. Если этот срок не определен — по истечении 60 дней с момента загрузки (п. 1 ст. 20 КДПГ). Груз похитили в течение 10 дней с момента начала перевозки. Для исчисления начала срока исковой давности нужно ждать 30 (60) дней либо факт хищения нивелирует данные сроки? Какой срок исковой давности будет в этом случае?

Ответ: Если есть документы, удостоверяющие факт хищения груза, и в них компетентный орган установил момент утраты, необходимо отталкиваться от такого момента.

Пример
В 2022 г. органы территориальной обороны Украины выдавали официальные документы с указанием даты изъятия груза, его наименования и транспортного средства, должностных лиц, осуществивших изъятие и т.д. Данные документы позволяли установить точку отсчета, подтверждающую момент утраты груза.
На основании в том числе данных документов российским автоперевозчикам предоставляли правительственные субсидии для компенсации стоимости изъятого транспорта и грузов. 

Документом, который позволяет определить отправную точку, порождающую правовые последствия, связанные с утратой (гибелью) товара, при согласии сторон может стать в том числе подписанный ими двусторонний акт.

Срок исковой давности составляет:

— 3 года, если имели место злоумышленные действия перевозчика (был привлечен к ответственности, пропал с грузом и т.д.);

— 1 год, если злонамеренных действий перевозчика не было (груз украли у перевозчика) (п. 1 ст. 32 КДПГ).

Обратите внимание!
Предъявление письменной претензии к перевозчику прерывает срок исковой давности (п. 2 ст. 32 КДПГ).

Вопрос 6: Китай не ратифицировал КДПГ. Договор, заключенный сторонами, штрафных санкций не содержит. В транспортном заказе стороны согласовали сроки доставки, а также штрафные санкции за задержку доставки груза. На чем основывать требование об уплате штрафа за просрочку доставки? Достаточно ли будет ссылки на транспортный заказ?

Ответ: Действительно, Китай не является участником КДПГ. Но в такой ситуации необходимо учесть:

1) положения КДПГ. Данная Конвенция применяется в том числе, если перевозка начинается или заканчивается на территории хотя бы одной страны, которая является участницей КДПГ (п. 1 ст. 1 КДПГ). Поэтому, если речь идет о перевозке внутри Китая, возможности сослаться на положения КДПГ нет. Однако, если доставка осуществлялась с территории Китая, например, в Россию, к отношениям сторон нормы КДПГ применимы;

2) положения договора. Договор с китайским подрядчиком может содержать указание на КДПГ в качестве применимого к отношениям сторон права. В таком случае нормы КДПГ будут для них обязательны.

Обратите внимание!
КДПГ предусматривает ограничение размера возмещения: оно не может превышать 8,33 расчетной единицы за килограмм недостающего веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ). С учетом характера работы контрагентов в определенном регионе данный факт также необходимо иметь в виду при решении вопроса о применении КДПГ к отношениям сторон. 

Если транспортный заказ содержит всю необходимую информацию для выставления претензии, можно сослаться только на него. Это возможно и в случае, если договор не нужен для обоснования применения к отношениям сторон определенного права, в том числе КДПГ, или когда КДПГ не применяется.

Даже несмотря на отсутствие в договоре штрафных санкций, в нем чаще всего будет арбитражная оговорка, описание форс-мажорных обстоятельств или иные условия, которых в транспортном заказе нет, но которые могут быть полезными в дальнейшем, поэтому есть смысл ссылаться и на договор, и на транспортный заказ.

Обратите внимание!
Если в транспортном заказе нет ссылки на договор, есть вероятность, что суд не примет договор в расчет. Доказать, что он применяется к отношениям сторон по определенному транспортному заказу, поможет указание на договор в претензионной переписке и отсутствие возражений контрагента в связи с этим.

Вопрос 7: Можно ли привлечь к ответственности транспортно-логистический центр, если груз повредили на его складе?

Ответ: Да, можно. Для этого необходим акт, составленный и подписанный водителями и сотрудником транспортно-логистического центра (начальник смены, склада; грузчик). При отсутствии подписи такого сотрудника понадобятся фото-, видео- или иные материалы, свидетельствующие о повреждении груза на складе транспортно-логистического центра.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex»