Постановлением Совмина от 30.08.2022 N 563 «Об утверждении Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих» утвержден новый порядок аттестации государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), который вступил в силу с 01.09.2022.

1. Сфера действия Положения N 563

Госслужба включает три самостоятельных подвида: собственно гражданскую службу, военную службу и службу в военизированных организациях (ст. 2 Закона N 175-З). Положение N 563 касается только первого подвида, а именно гражданских служащих, за исключением следующих категорий (ч. 2 п. 1 Положения N 563):

— лиц, включенных в кадровый реестр Главы государства;

— судей судов общей юрисдикции;

— прокурорских работников;

— работников таможенных органов.

Также отметим, что не было отменено Положение N 489 о проведении аттестации госслужащих, утвержденное Указом от 06.11.2003 N 489. При этом помимо вышеназванных категорий лиц, на которые не распространяется Положение N 563, Положение N 489 не распространялось также на руководящих кадров госорганов системы обеспечения безопасности Республики Беларусь и работников организаций, подведомственных ГТК (ч. 2 п. 1 Положения N 489). Другими словами, в части исключений по сфере действия Положение N 563 и Положение N 489 во многом совпадают.

Также следует отметить, что указы, принятые ранее вступления в силу новой редакции Конституции, сохраняют юридическую силу согласно прежним правилам, но только в части, не противоречащей новой Конституции (ч. 1 ст. 142 Конституции). Таким образом, два документа в сфере аттестации госслужащих на данном этапе действуют одновременно. Каким из них следует руководствоваться при проведении аттестации гражданских служащих начиная с 01.09.2022? На наш взгляд, таковым является Положение N 563, принятое в развитие Закона N 175-З (п. 7 ст. 41 Закона N 175-З) и вступившее в силу одновременно с ним, поскольку оно целевым образом регулирует порядок проведения аттестации более узкой категории госслужащих — гражданских служащих, а не в целом всех категорий госслужащих, что характерно для Положения N 489.

2. Новшества в проведении аттестации в сравнении с Положением N 489

Положение N 563, в отличие от Положения N 489, более не содержит целей, основных задач, периодичности проведения аттестации, а также перечня лиц, которые освобождаются от прохождения аттестации. Все эти нормы изложены в ст. 41 Закона N 175-З и не дублируются в Положении N 563, как это было прежде.

В целом порядок проведения аттестации гражданских служащих, предусмотренных Положением N 563, схож с порядком проведения аттестации госслужащих, утвержденных Указом N 489. Однако имеются и существенные различия, на которые следует особое внимание уделить кадровым службам госорганов. В частности, в некоторых случаях изменились, установлены новые, а также практически вдвое увеличены некоторые сроки.

Так, аттестационная характеристика на аттестуемого сейчас должна быть подготовлена не позднее 20 календарных дней до начала аттестации и представлена непосредственно в кадровую службу (ч. 1 п. 6 Положения N 563). Ранее этот этап не был прописан в Положении N 489. Подготовка аттестационной характеристики возложена, как и ранее, на руководителя структурного подразделения, в котором работает аттестуемый.

Отметим, что раньше срок передачи служебной характеристики аттестуемого был иной — не позже 10 дней до начала аттестации (ч. 1 п. 8 Положения N 489). При этом служебная характеристика представлялась непосредственным руководителем аттестуемого в аттестационную комиссию, а не в кадровую службу.

На наш взгляд, в обоих случаях под началом аттестации, которая может занимать несколько дней, следует понимать день проведения аттестации конкретного гражданского служащего, а не начала аттестации в целом.

Срок ознакомления гражданского служащего с аттестационной характеристикой — не позже 15 календарных дней до проведения аттестации (ч. 3 п. 6 Положения N 563). Обязанность ознакомления аттестуемого возложена на кадровую службу. В Положении N 563 не прописана процедура ознакомления. Полагаем, что лучше всего в этой ситуации предложить аттестуемому учинить собственноручную отметку на аттестационной характеристике. Ее содержание может быть следующим: «С аттестационной характеристикой ознакомлен, с содержанием характеристики согласен (не согласен) ________________ (дата ознакомления (число, месяц, год))». Затем — должность, подпись, собственноручная расшифровка подписи.

Отметим, что ранее был установлен срок ознакомления со служебной характеристикой не позднее 7 дней до проведения аттестации (ч. 2 п. 8 Положения N 489). Положение N 489, в отличие от Положения N 563, не регламентировало лицо, в обязанность которого входило ознакомление. Сейчас этот пробел устранен.

И, наконец, установлены некоторые новые сроки. Так, при несогласии с аттестационной характеристикой гражданский служащий вправе в течение 5 календарных дней со дня ознакомления с ней представить в кадровую службу заявление на имя председателя аттестационной комиссии об этом либо изложить причины своего несогласия на заседании аттестационной комиссии (ч. 4 п. 6 Положения N 563). Отметим, что раньше эта процедура не была предусмотрена в Положении N 489.

Кадровая служба обязана представить в аттестационную комиссию не позднее чем за 10 календарных дней до начала аттестации помимо аттестационной характеристики также справку-объективку, проект аттестационного листа по установленной форме и иные материалы, отражающие результаты деятельности гражданского служащего (при их наличии) (ч. 5 п. 6 Положения N 563).

Срок представления итоговых документов аттестации руководителю госоргана увеличен. Так, сейчас протокол заседания аттестационной комиссии и иные материалы аттестации должны быть представлены руководителю госоргана не позднее чем через 7 календарных дней после ее проведения (ч. 1 п. 15 Положения N 563), а прежде это срок составлял 5 дней после окончания аттестации (п. 18 Положения N 489).

Помимо вышеназванных новшеств имеются и другие. Так, изменилось наименование одного из основных документов при проведении аттестации: ранее это — служебная характеристика, а сейчас — аттестационная характеристика.

Аттестационная комиссия может быть как постоянно действующей, так и создаваться для проведения аттестации с учетом категории гражданских служащих, подлежащих аттестации (п. 2 Положения N 563).

Прежде допускалось включение в состав аттестационной комиссии независимых экспертов (ч. 2 п. 5 Положения N 489). Теперь эта позиция конкретизирована: в качестве привлеченных лиц в составе комиссии могут работать руководящие работники вышестоящих и иных госорганов (ч. 2 п. 3 Положения N 563).

Уточнено, что при аттестации члена аттестационной комиссии его работа в составе этой комиссии приостанавливается (ч. 4 п. 3 Положения N 563).

Основанием для проведения аттестации гражданских служащих является решение, приказ (распоряжение) руководителя госоргана, которым утверждается график проведения аттестации (ч. 1 п. 4 Положения N 563). При этом изменилось содержание приказа и графика проведения аттестации. В отличие от Положения N 489, график согласно Положению N 563 должен содержать: Ф.И.О. гражданских служащих, подлежащих аттестации; сроки проведения аттестации; Ф.И.О. должностных лиц, ответственных за подготовку документов, представляемых в аттестационную комиссию, и за представление аттестуемого на заседании аттестационной комиссии (ч. 3 п. 4 Положения N 563).

Возможны два варианта утверждения графика проведения аттестации — на год или по полугодиям (ч. 2 п. 4 Положения N 563).

Еще одно новшество: при каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию должен быть представлен аттестационный лист с результатами предыдущей аттестации гражданского служащего (ч. 6 п. 6 Положения N 563). Отсюда следует вывод, что, например, при проведении аттестации в 2022 г. не требуется представлять предыдущий аттестационный лист, т.к. новые правила действуют только на будущее время, поскольку аттестация гражданского служащего будет являться первой в соответствии с Положением N 563.

Содержание аттестационного листа существенно сократилось — с 16 до 6 граф. Из него исключены в том числе следующие позиции: число, месяц и год рождения, образование, специальность, ученая степень, ученое звание, наименование госоргана, срок заключения (продления) трудового договора (контракта) и т.д. (приложение к Положению N 563).

Помимо этого, установлено что повторная аттестация проводится в порядке, определенном Положением N 563, не ранее чем через 6 месяцев и не позднее чем через 18 месяцев со дня проведения первичной аттестации (ч. 1 п. 10 Положения N 563).