Постановление Совмина от 01.06.2023 N 359 вносит изменения в постановление Совмина от 16.05.2008 N 694 (далее — постановление N 694), в том числе в утвержденное им Положение о представителях государства в хозобществах с госучастием (далее — Положение).

Рассмотрим, как изменится порядок назначения, работы и прекращения полномочий представителей государства в хозобществах с госучастием. Изменения вступят в силу с 07.09.2023.

Примечание
В комментарии не рассматриваются положения о представителях государства в банках, ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

1. Назначение представителя государства в хозобществе

Формализован подход к включению представителя государства в органы управления хозобщества с госучастием. Так, если в хозобществе есть совет директоров (наблюдательный совет) (далее — совет директоров), то назначенный представитель государства обязательно должен войти в его состав. При этом количество членов совета директоров, уже избранных на день назначения представителя государства, значения не имеет (подп. 2.1 постановления N 694 в новой редакции). То есть он должен быть включен в состав совета, даже если «свободных» мест в нем нет.

Упорядочена процедура назначения представителя государства и конкретизирован круг возможных кандидатов. Среди прочего, если речь идет (п. 4, 5 Положения в новой редакции):

— про хозобщество, акции (доли в уставных фондах) которого принадлежат Республике Беларусь, то представителя государства назначает своим решением Совмин либо орган, осуществляющий владельческий надзор. Совмин выбирает подходящую кандидатуру из числа заместителей Премьер-министра, руководителей республиканских органов госуправления и иных организаций, подчиненных Правительству, и их заместителей. Орган, осуществляющий владельческий надзор — из числа своих работников, в том числе государственных гражданских служащих, иных граждан Беларуси, в том числе государственных гражданских служащих, не работающих в нем. Назначение оформляется решением;

— хозобщество, акции (доли в уставных фондах) которого принадлежат административно-территориальной единице, то представителя государства назначает председатель местного исполнительного и распорядительного органа. Председатель вправе поручить такое назначение руководителю находящегося в его подчинении органа, осуществляющего владельческий надзор. Подходящую кандидатуру выбирают из работников, в том числе государственных гражданских служащих данного органа, иных граждан Беларуси, в том числе государственных гражданских служащих, не работающих в нем. Назначение оформляется распоряжением председателя местного исполнительного и распорядительного органа либо решением руководителя органа, осуществляющего владельческий надзор.

Подход к определению основания для выполнения представителем государства своих полномочий сохранен. В частности, для работника органа, осуществляющего владельческий надзор, назначенного представителем государства, — это трудовой договор (контракт) по основному месту работы. Для иного белорусского гражданина — гражданско-правовой договор на осуществление полномочий представителя государства с органом, осуществляющим владельческий надзор (ч. 1, 2 п. 6 Положения в новой редакции). Но есть и дополнение: если представителем государства выбирают не работника органа, осуществляющего владельческий надзор, а иное лицо, то такое назначение нужно согласовать с его нанимателем. Исключение — лица, назначаемые Совмином (ч. 4 п. 6 Положения в новой редакции). Правило «с одним гражданином можно заключить гражданско-правовые договоры на выполнение полномочий представителя государства максимум в трех хозобществах» сохраняется (ч. 3 п. 6 Положения в новой редакции).

Введено уточнение о начале осуществления представителем государства полномочий. Для тех, кто их выполняет на основании трудового договора (контракта), — это день принятия решения о назначении. А для тех, кто на основании гражданско-правового договора, — день его заключения (ч. 5 п. 6 Положения в новой редакции).

Требования, которым должно соответствовать лицо, назначаемое представителем государства, остались прежними. Изменился подход к повышению квалификации представителем государства. Сегодня повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет должен только представитель государства, являющийся членом совета директоров (ч. 2 п. 6 Положения в действующей редакции), с 07.09.2023 — каждый и преимущественно по тематике, относящейся к вопросам деятельности хозобществ (ч. 2 п. 8 Положения в новой редакции).

2. Прекращение полномочий представителя государства в хозобществе

Перечень случаев прекращения полномочий представителя государства расширен и скорректирован с учетом сложившейся практики (ч. 1 п. 9 Положения в новой редакции). Так, с 07.09.2023 этот перечень дополнен следующими ситуациями:

— передача всех акций (долей в уставных фондах) хозобщества в управление иного органа, осуществляющего владельческий надзор. Исключение — представитель государства, назначенный Совмином;

— реорганизация хозобщества. Речь о слиянии, разделении, присоединении к другому юрлицу, преобразовании в хозобщество другой формы, хозтоварищество, производственный кооператив, УП.

Также, например, уточнено, что к случаю прекращения полномочий «прекращение действия заключенного с представителем государства трудового договора (контракта)» не относятся продление срока действия контракта или заключение на прежних условиях нового контракта.

Порядок информирования хозобщества и Госкомимущества (комитета госимущества) о прекращении полномочий представителя государства существенно не изменен, как и перечень случаев отзыва представителя государства из органов управления хозобщества.

Вместе с тем Совмин, председатель местного исполнительного и распорядительного органа, орган, осуществляющий владельческий надзор, вправе в любое время отозвать назначенного ими представителя государства, заменить его другим (ч. 1 п. 10 Положения в новой редакции).

3. Права и обязанности представителя государства в хозобществе

С 07.09.2023 будет расширен круг вопросов, выносимых на рассмотрение органов управления хозобщества, по которым представитель государства обязан письменно согласовывать свою позицию с органом, осуществляющим владельческий надзор (ч. 1 п. 13 Положения в новой редакции). Данный перечень дополнен следующими вопросами:

— определение условий оплаты труда членов исполнительных органов хозобщества или размера оплаты услуг управляющей организации (управляющего);

— определение стратегии развития хозобщества;

— утверждение годового финансово-хозяйственного плана хозобщества;

— создание хозобществом объединений юрлиц, не являющихся юрлицами, и участие в таких объединениях;

— создание хозобществом других юрлиц, а также участие в них. Под «участием» понимаются: вхождение в состав созданного юрлица; изменение размера уставного фонда хозобщества, товарищества, участником которых является хозобщество; приобретение акций АО, участником которого является хозобщество, отказ от приобретения акций такого АО; выход из состава участников ООО (ОДО); реорганизация и ликвидация УП, учреждения, собственником имущества которых является хозобщество, и др.

Местный исполнительный и распорядительный орган вправе по своему усмотрению дополнить круг вопросов, по которым представитель государства, назначенный этим органом или по его поручению, обязан письменно согласовывать свою позицию (ч. 5 п. 14 Положения в новой редакции).

В целом права и обязанности представителя государства по осуществлению возложенных на него полномочий существенно не изменены.

4. Расчет рентабельности для выплаты вознаграждения представителям государства в органах управления отдельных хозобществ

Напомним, что такое вознаграждение выплачивается представителям государства ежеквартально. При этом максимальный размер вознаграждения зависит от рентабельности самого общества (подп. 1.3 п. 1 Указа N 100, приложение к Указу N 100).

Как и ранее, хозобщества, основными видами деятельности которых являются производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также торговля и общепит, будут определять рентабельность ежеквартально. При этом уточнен порядок ее расчета.

Меняется подход к определению рентабельности страховыми хозобществами. Теперь для целей расчета рентабельности такие хозобщества ориентируются на норматив, характеризующий эффективность их финансово-хозяйственной деятельности. Порядок расчета этого норматива определен в п. 15 Инструкции N 38 (ч. 2 п. 2 Положения N 694).

Таблица соответствия норматива, характеризующего эффективность финансово-хозяйственной деятельности страховых хозобществ, уровню рентабельности

Норматив, характеризующий эффективность финансово-хозяйственной деятельности страховых хозобществ Уровень рентабельности
1. Для страховых хозобществ, осуществляющих виды страхования иные, чем страхование жизни
свыше 0,70 до 10 процентов включительно
свыше 0,60 до 0,70 включительно свыше 10 до 15 процентов включительно
свыше 0,50 до 0,60 включительно свыше 15 до 25 процентов включительно
до 0,50 включительно свыше 25 процентов
2. Для страховых хозобществ, осуществляющих виды страхования, относящиеся к страхованию жизни
до 0,10 включительно до 10 процентов включительно
свыше 0,10 до 0,15 включительно свыше 10 до 15 процентов включительно
свыше 0,15 до 0,25 включительно свыше 15 до 25 процентов включительно
свыше 0,25 свыше 25 процентов

Кроме того, отдельно прописан порядок определения рентабельности для хозобществ, являющихся управляющими компаниями холдингов, основным видом деятельности которых является деятельность головных организаций (код деятельности 70100 по ОКРБ 005-2011). Эти хозобщества будут определять рентабельность по холдингу в целом, но порядок расчета рентабельности для отдельных участников холдинга определяется их видом деятельности (п. 3 Положения N 694).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex