На сайте Минтранса размещен проект новой редакции Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — новое Положение). Рассмотрим основные нововведения.

1. Расширен перечень периодов, из которых состоит рабочее время водителя. Предусмотрено, что в рабочее время водителя включается также время <*>:
— стажировки в качестве водителя-наставника;
— дежурства в резерве.

На заметку
Для нанимателей введена возможность установления водителям дежурства в резерве. Время дежурства в резерве – время, в течение которого водитель находится в автомобиле, специально оборудованном помещении в организации или на пассажирском терминале в постоянной готовности к выезду на линию. Оно исчисляется от времени заступления до времени окончания дежурства в резерве <*>;

— заправки автомобиля;
— на получение проездных документов и сдачу выручки от их реализации;
— иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.

На заметку
Продолжительность периодов, которые необходимы водителю для заправки автомобиля, получения проездных документов и сдачи выручки от их реализации, наниматель устанавливает самостоятельно по согласованию с профсоюзом при его наличии <*>. То есть наниматель, например, может определить, что время для заправки автомобиля водителем составляет 10 минут.

2. Уточнен порядок учета рабочего времени водителя, направленного в служебную командировку. Так, в случае его возвращения из командировки за пределами установленного у нанимателя рабочего времени рабочее время водителя учитывается по фактической продолжительности. При этом порядок такого учета определяет наниматель. Например, вносит в табель использования рабочего времени соответствующее количество часов <*>.

3. Дополнен перечень случаев, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена до 12 часов. Предусмотрено, что к ним относится выполнение автомобильных перевозок для собственных нужд <*>. Помимо этого случая продолжительность рабочего дня (смены) водителя, как и в настоящее время, может быть увеличена до 12 часов при выполнении <*>:
— междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
— городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.

4. Произошли изменения в учете рабочего времени водителей, которым установлен суммированный учет рабочего времени. В частности, установлен порядок определения времени сверхурочной работы (СР). Оно определяется по окончании учетного периода по следующей формуле <*>:

ФОТ – НРВ = СР,

где ФОТ – фактически отработанное время согласно документам учета рабочего времени. Например, табелю использования рабочего времени. В это время также засчитывается работа в праздники и выходные дни, выполненная сверх установленной нормы рабочего времени;

НРВ – норма рабочего времени, установленная графиком работ (сменности) на весь учетный период.

5. Исключены нормы, определявшие продолжительность подготовительно-заключительного времени и времени предрейсового медосмотра. Напомним, что такое время включается в рабочее время водителя. Согласно нововведениям продолжительность этих периодов наниматель будет устанавливать самостоятельно по согласованию с профсоюзом при его наличии <*>. Сейчас, к примеру, в рабочее время водителя включается время предрейсового медосмотра продолжительностью 5 минут <*>.

На заметку
Продолжительность подготовительно-заключительного времени устанавливается исходя из состава работ, включаемых в него <*>. Напомним, что подготовительные работы перед выездом могут включать:
— приборный контроль;
— осмотр транспортного средства на предмет исправности и нормального санитарного состояния;
— проверку уровня масла и заправки автомобиля топливом;
— подогрев двигателя в холодное время года и т.д.

6. Определен процент времени, засчитываемый водителю в рабочее время в случае <*>:
— присутствия на рабочем месте водителя, когда водитель не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, — в размере не менее 50 процентов;
— охраны груза и автомобиля — в размере не менее 30 процентов. В данном случае, если в рейс направляются два водителя, время распределяется между ними поровну.

При этом, как и сейчас, конкретную продолжительность времени, которое засчитывается водителю в рабочее в приведенных выше случаях, устанавливает наниматель по согласованию с профсоюзом при его наличии <*>.

7. Скорректированы нормы, касающиеся ведения графика работ (сменности):
— уточнено, что для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях — графики работ <*>;
— установлена возможность внесения изменений в утвержденные графики работ (сменности), а также определен порядок внесения таких изменений. Вносить изменения разрешено в случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса. К примеру, если водитель, выполняющий междугородные перевозки, не имеет возможности использовать дни еженедельного отдыха в период поездки, наниматель должен внести изменения в график работ (сменности), предусматривающие предоставление дней отдыха после возвращения к месту постоянной работы <*>.

Наниматель утверждает изменения и доводит их до сведения водителя не позднее одних суток, предшествующих тому дню, когда ему нужно будет выйти на работу. Внесение изменений в график возможно только с согласия водителя <*>. Действующее Положение нормы о внесении изменений в утвержденные графики работ (сменности) не содержит.

8. Установлено, что время перерывов между частями рабочего дня при режиме работы с разделением рабочего дня на части наниматель с согласия водителя может отнести ко времени ежедневного (междусменного) отдыха, т.е. суммировать с ним <*>. В настоящее время такая возможность не предусмотрена <*>.