Насколько реальна автоматизация юридических процессов? В этом направлении постоянно развиваются стартапы, боты в правосудии и государственной деятельности, делопроизводстве, нотариате, сфере оказания юридических услуг. На стыке права и бизнеса появилась новая отрасль – LegalTech. Она специализируется на информационно-технологическом обслуживании профессиональной юридической деятельности.

Экскурс в историю

В январе 2017 г. в СМИ появилась информация, что роботы-юристы заменят 3000 штатных юристов Сбербанка России. Роботы будут писать вместо них типовые иски к клиентам банка. Однако это пока так и осталось громким заявлением.

В ноябре 2017 г. BBC News сообщило, что робот-юрист оказался эффективнее настоящих адвокатов. Более 100 юристов из лондонских фирм сошлись в поединке с искусственным интеллектом (ИИ) под названием Case Cruncher Alpha. Программу разработала группа из четырех студентов Кембриджского университета.

Специалистам и программе предоставили основные факты по сотням дел, связанных с неправильными выплатами по страховкам. Участников попросили предсказать, разрешит ли финансовый омбудсмен эти претензии. В итоге по результатам 775 прогнозов победил ИИ. Case Cruncher Alpha добился коэффициента точности 86,6 %, тогда как у юристов этот показатель составил всего 66,3 %.

В феврале 2018 г. российские СМИ сообщили, что первый российский робот-юрист Федор Нейронов бесплатно консультирует граждан в интернете. Он специализируется на защите прав потребителей. Нейронная сеть Федора обучалась на самой крупной в России базе данных из более чем 100 000 вопросов. Это первая подобная технология с элементами ИИ и машинного обучения. Важное преимущество Федора перед обычными программами – он понимает вопрос, сформулированный на простом языке.

В том же месяце медиа-платформа Mashable сообщила, что лучшие юристы США сразились с ИИ в умении толковать контракты – и проиграли. Эксперимент провела правовая ИИ-платформа LawGeex при поддержке профессоров из Стэнфорда, Университета Дьюка и Университета Южной Калифорнии.

С ИИ-алгоритмом, обученным трактовать условия контрактов, соревновались 20 опытных адвокатов. Все они с треском провалились, утверждает Mashable. Любопытно, что алгоритм затрачивал на задание 26 секунд, тогда как у профессионалов на это уходило в среднем 92 минуты. Причем со всеми типами договоров, включенных в задания, адвокаты работали ежедневно. Проведенное исследование подтвердило, что ИИ может быть полезным еще и в судебной сфере.

 Что касается Беларуси

В мае 2017 г. белорусы разработали электронное приложение по взаимодействию с госорганами – чат-бот «Док-менеджер». Он пришел на помощь службе «одно окно» в Минске. Единый расчетно-справочный центр Минска и КУП «Минское городское агентство обслуживания населения», специалисты которого принимают документы в службе «одно окно», начали сотрудничество с одним из столичных стартапов.

Чат-бот – это специальная программа для автоматизации заданий и работы по определенным сценариям. Она помогает людям проводить меньше времени в очередях и быстрее получать справки, свидетельства и другие административные бумаги.

Бот доступен бесплатно для смартфона, планшета или компьютера в мессенджере Telegram. «Док-менеджер» экономит время на типовых процедурах и дает простым языком юридическую информацию. Юристы, которые его создают, «переводят» нормативные акты на понятный язык.

Планируется включить в чат-бот «Док-менеджер» полный список процедур службы «Одно окно». Уже работают 3 административные процедуры: постановка в очередь на жилье, запись ребенка на очередь в детский сад и выдача направления в детский сад.

«Док-Менеджер» включает более 16 процедур. С ним можно зарегистрировать машину, заменить паспорт, снять и сдать жилье, зарегистрировать и закрыть ИП и т.д. Чат-бот расскажет обо всех нюансах подачи иска в суд, поможет составить исковое заявление и пояснит, в какой суд обратиться. Желающие встать в очередь на улучшение жилищных условий смогут узнать о порядке действий или о льготах. Робот работает 24/7.

Что в итоге

Человека робот полностью не заменит, при условии что человек к работе относится по-человечески, а не как робот. Часть работы юриста – это живое слово, интересные жизненные ситуации, дельные советы. Без настоящих профессионалов не обойтись и в будущем.

Только человек сможет помочь другому человеку в по-настоящему трудной ситуации. Именно личная консультация юриста позволит выявить истинную правовую проблему. Личное общение адвоката с доверителем позволяет оказать квалифицированную помощь и предотвратить ошибки, которые неизбежны, если консультацию проведет юрист-робот.

Однако всем без исключения юристам надо понимать, что будущее за быстрым развитием и внедрением в юридическую сферу машинных технологий. Уже сейчас востребованы специалисты, которые в равной степени хорошо владеют как юриспруденцией, так и информационными технологиями.

 Подготовлено редакцией журнала «Промышленно-торговое ПРАВО»