Для нанимателя эффективный работник — это отдохнувший и здоровый работник. Для реализации этой цели во многих организациях предусмотрено выплачивать работникам денежную помощь на оздоровление, причем, как правило, к отпуску. Рассмотрим, как в 2017 году такие расходы учитываются при исчислении налога на прибыль.

Выплата на оздоровление: когда наниматель платит

На этот счет трудовое законодательство, а именно ст. 182 ТК <1>, содержит следующие предписания. Организация производит работникам единовременную выплату на оздоровление к отпуску (или к части отпуска) в случаях и размерах, предусмотренных <2>:

  • законодательством, т.е. любыми нормативными правовыми актами Республики Беларусь (далее — НПА);
  • коллективным договором, соглашением или иными локальными нормативными правовыми актами организации (ЛНПА) (положением о социальной политике, положением об оплате труда и т.п.);
  • трудовым договором.

Отметим, организация вправе в своих ЛНПА или в трудовых договорах с работниками предусмотреть, что «оздоровительная» выплата производится работнику независимо от того, уходит он в отпуск или нет. Также помощь может оказываться в текущем году и повторно <3>.

Расходы на выплату: можно ли включить в затраты

В бухучете «оздоровительная» выплата показывается в составе прочих расходов по текущей деятельности независимо от того, установлена она законодательно или же решение оказывать помощь закреплено лишь в ЛНПА организации либо трудовых договорах с работниками <4>.

Что касается налогообложения прибыли, то здесь не все так просто. В прошлом году любые выплаты на оздоровление не учитывались в расчете налога на прибыль <5>. А вот в 2017 году порядок учета «оздоровительной» выплаты изменился. Сейчас он зависит от того, предусмотрена ли обязанность ее предоставления законодательными актами или постановлениями Совмина. Если такая обязанность установлена, то выплата включается в расчет налога в составе затрат, а если нет — не учитывается при налогообложении <6>.

Значит, нужно разобраться, что понимается под законодательными актами, ведь именно они поименованы в налоговом законодательстве помимо постановлений Совмина.

На первый взгляд здесь может показаться, что если обязанность выплаты на оздоровление установлена законодательно, то ее сумму в любом случае можно учесть в затратах. И не имеет значения, каким именно нормативным документом данная обязанность предусмотрена. Но это не так. Ведь к законодательным актам относятся Конституция, законы, декреты и указы <7>. Конституция, естественно, не содержит положений относительно выплат на оздоровление. Следовательно, в 2017 году в расчете налога на прибыль учитываются только те выплаты на оздоровление, которые предусмотрены в законах, декретах и указах и, как мы уже упомянули, в постановлениях Совмина, и только на условиях, которые установлены в этих документах <8>. Все остальные НПА (постановления Минтруда, Нацбанка и иных госорганов) оказались за бортом.

Кроме того, по разъяснениям специалистов налоговых органов <9>, для учета в налогообложении расходов на «оздоровительную» выплату нужно, чтобы в законах, декретах и указах, постановлениях Совмина указывалось, кому помощь предоставляется (перечень должностей), в каком размере (пределе) и кто должен либо вправе ее предоставлять. К таким выплатам на данный момент можно отнести, например, выплаты, установленные Постановлением Совмина № 597 <10>.
Об особенностях начисления зарплаты руководителям госорганизаций см.: Книга О. Зарплата руководителей государственных коммерческих организаций // Главная книга.by. 2016. № 22.

Пример 1

В текущем месяце руководителю организации с долей госсобственности 80% при предоставлении трудового отпуска выплачена единовременная матпомощь на оздоровление в размере двух должностных окладов. Данная выплата предусмотрена Постановлением Совмина № 597.

В таком случае помощь на оздоровление руководителю выплачивается согласно постановлению Совмина и с соблюдением всех условий: выплата помощи производится один раз в год при предоставлении отпуска; ее размер не превышает предела, установленного этим постановлением (не более двух окладов). Значит, ее сумма показывается в учитываемых затратах <11>.

С перечнем законодательных актов разобрались. Но, как мы уже упоминали, общий подход к выплате на оздоровление закреплен в ст. 182 ТК. И исходя из него, организация производит единовременную выплату работникам на оздоровление к отпуску в случаях, предусмотренных не только в законодательстве, но и в ее ЛНПА или в трудовых договорах с работниками. ТК — это закон Республики Беларусь <12>. А раз ТК — закон, возникает вопрос: будет ли выплата на оздоровление считаться для целей налога на прибыль установленной законодательным актом в случае, когда она предусмотрена только в ЛНПА или трудовых договорах, но производится в полном соответствии с порядком, определенным в ст. 182 ТК (единовременно при предоставлении отпуска)?

По данному вопросу специалисты налоговых органов придерживаются следующей позиции <13>. Статья 182 ТК сама по себе не обязывает прописывать в ЛНПА организации или трудовых договорах с работниками необходимость производить «оздоровительную» выплату. Такое решение принимается самостоятельно. Данная норма ТК говорит лишь о том, что если такое решение принято и закреплено в ЛНПА и (или) в трудовых договорах, то тогда организация-наниматель должна выплачивать суммы на оздоровление.

С учетом этого выплата на оздоровление, предоставляемая только на основании ЛНПА организации или трудового договора с работником (т.е. по самостоятельному решению организации), не является выплатой, установленной законодательными актами. Это относится как к выплате, которая предоставляется в полном соответствии с порядком, предусмотренным в ст. 182 ТК, так и к выплате, которая предоставляется в порядке, отличном от вышеназванного.  Как следствие, ее нельзя учесть в расчете налога на прибыль <14>.

Пример 2

Ситуация 1. В соответствии с коллективным договором работникам организации при предоставлении трудового отпуска или его части предусмотрена единовременная выплата на оздоровление в размере 50% оклада. Обязанность такой выплаты для организации законодательно не установлена.

В рассматриваемом случае выплата на оздоровление производится в соответствии с порядком, указанным в ст. 182 ТК: ее случаи и размер определены коллективным договором, и она выплачивается единовременно при предоставлении работнику полного отпуска или его части. Однако в расчете налога на прибыль она не учитывается, так как обязанность ее предоставления для организации установлена только коллективным договором <15>.

Ситуация 2. Трудовыми договорами с работниками, занятыми во вредных производствах, предусмотрена выплата матпомощи на оздоровление. Законодательно установленной обязанности такой выплаты у организации нет. Выплата предоставляется несколько раз в течение календарного года и не связана с уходом работника в отпуск.

В данном случае выплата на оздоровление производится в порядке, отличном от зафиксированного в ст. 182 ТК. При этом она также не уменьшает прибыль к налогообложению, так как обязанность ее предоставления не закреплена в законах, декретах и указах, постановлениях Совмина <16>.

Для наглядности представим порядок учета «оздоровительной» выплаты в налоге на прибыль в 2017 году:

Таблица

Основание выплаты
Законодательство ЛНПА организации <*> Трудовой договор <*>
Законы <*>, указы, декреты, постановления Совмина Иные НПА (постановления Минтруда, Нацбанка и иных госорганов)
«Оздоровительная» выплата показывается в учитываемых затратах «Оздоровительная» выплата не учитывается при налогообложении