Передача материальных ценностей и дел при увольнении работника требует совершения дополнительных действий, от точности и качества которых во многом зависит дальнейшее развитие организации в целом и осуществление трудовой деятельности нового работника в частности. Порой работники при увольнении уклоняются от передачи материальных ценностей и дел. В то же время возможны случаи, когда другие работники не согласны принимать материальные ценности и дела.

Рассмотрим подробнее случаи, когда работники отказываются принимать материальные ценности и дела от работников, которые увольняются.

Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет, занимающими должности служащих или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей (ч. 1 ст. 405 ТК).

Примерный перечень должностей служащих и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми наниматели могут заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждены постановлением Совмина N 764.

С учетом указанного примерного перечня наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии — самостоятельно утвердить перечень должностей служащих и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (ч. 3 ст. 405 ТК).

При смене материально ответственных лиц обязательно проведение инвентаризации активов и обязательств организации (абз. 4 п. 2 ст. 13 Закона о бухучете). При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона о бухучете).

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации включается в учетную политику организации (абз. 6 ч. 1 п. 4 ст. 9 Закона о бухучете). Под учетной политикой понимается совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абз. 24 ст. 1 Закона о бухучете). Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, утверждается руководителем организации и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством или учредительным документом этой организации (п. 1 ст. 9 Закона о бухучете).

Постановлением Минфина от 30.11.2007 N 180 утверждена Инструкция по инвентаризации, устанавливающая единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете (п. 1 Инструкции по инвентаризации).

Руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации, предусматривающий создание инвентаризационной комиссии (ч. 1 и 2 п. 12 Инструкции по инвентаризации). Примерная форма такого приказа установлена приложением 1 к Инструкции по инвентаризации.

Руководитель организации несет ответственность за организацию и своевременное проведение инвентаризаций активов и обязательств, а также создает условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (ч. 1 п. 18, п. 19 Инструкции по инвентаризации).

Проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. При проверке фактического наличия активов и обязательств в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, подписывается в их получении, а сдавшее — в их сдаче (п. 20 Инструкции по инвентаризации).

С лицом, принимающим ценности, до проведения инвентаризации должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. В случае если работник отказывается от заключения такого договора, но при приеме на работу ему было известно о такой необходимости, то наниматель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем применение мер дисциплинарного взыскания не освобождает работника от заключения договора о полной материальной ответственности.

В случае если при приеме на работу заключение договора о полной материальной ответственности не было обусловлено, а при продолжении работы такая необходимость у нанимателя возникла, то работник должен быть поставлен в известность об этом не позднее чем за один месяц (заключение Конституционного Суда N З-65/98), поскольку имеет место изменение существенных условий труда. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК (ч. 4 ст. 32 ТК).

На практике также возможны случаи, когда работник отказывается принимать дела при увольнении другого работника.

Одной из обязанностей работника является выполнение письменных и устных приказов (распоряжений) нанимателя, не противоречащих законодательству и локальным правовым актам (п. 2 ч. 1 ст. 53 ТК).

При переводе, перемещении или увольнении работника имеющиеся у него документы и дела передаются по решению руководителя организации или соответствующего структурного подразделения другому работнику по акту приема-передачи документов и дел (ч. 5 п. 7 Инструкции по делопроизводству). Форма акта приема-передачи документов и дел не установлена законодательством, поэтому при подготовке такого акта следует руководствоваться правилами п. 111 — 116 Инструкции по делопроизводству.

Полагаем, что в случае неисполнения работником решения руководителя организации о приеме-передаче дел к работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex