Ажиотаж вокруг резонансной год назад темы метавселенных постепенно спал. Пользователи еще не готовы к полному погружению в виртуальную реальность. Инвесторы сокращают финансирование и отделы разработки таких проектов. В настоящее время их взоры устремлены на чат-бот ChatGPT и другие продукты на основе нейросетей.

Источник — https://ru.freepik.com/

О метавселенных, которые объединят «физическую», дополненную и виртуальную реальности, активно заговорили во второй половине 2021 года.  Пик интереса возник после того, как глава Facebook Марк Цукерберг объявил о смене названия компании на Meta. Цель ребрендинга – укрепить связь корпорации с новым проектом Metaverse, «метавселенной», в которой Цукерберг увидел будущее интернета. Потом другие технологические гиганты (Microsoft, Roblox, NVIDIA) заявляли о создании своих метавселенных.

Спустя год можно констатировать, что новостей о новом цифровом мире уже немного. Венчурные инвесторы по всему миру ограничивают инвестиции в проекты метавселенных из-за падения интереса аудитории к этой теме, пишет Financial Times.

По данным издания, даже внутренние инвесторы Meta без энтузиазма относятся к идее метавселенных. В том числе из-за этого Марк Цукерберг недавно был вынужден сказать, что метавселенная — это «лишь небольшая часть того, что мы делаем».

— Около 80% наших инвестиций – и даже немного больше — идут на основной бизнес, то, что мы называем нашим семейством приложений, то есть Facebook, Instagram, WhatsApp Messenger и связанный с ними рекламный бизнес. Тогда чуть менее 20% наших инвестиций идет на лаборатории реальности, — признал Цукерберг.

Reality Labs, подразделение, производящее гарнитуры Meta Quest, закончило 2022 год с операционным убытком в размере 13,7 млрд долларов. Несмотря на потери, компания Цукерберга намерена придерживаться своей долгосрочной стратегии и продолжит развивать метавёрс.

Однако аналитики обращают внимание на то, что запал в Meta уже не тот. В частности, «завис» проект по найму около 10 тыс. сотрудников из стран Евросоюза для работы над метавселенной.

И это не единственный пример на рынке. Компания Microsoft закрыла свой проект Industrial Metaverse, в рамках которого четыре месяца занималась разработкой метавселенной.

У китайского гиганта индустрии развлечений Tencent также были амбициозные планы с созданием метавселенной путем выпуска специально разработанного оборудования в рамках подразделения под названием «расширенная реальность» или XR. Для реализации этой программы штат подразделения был увеличен на 300 новых сотрудников. Но текущая экономическая ситуация вынудила Tencent сокращать расходы и число сотрудников на направлении метавселенной, сообщило агентство Reuters.

Сложность состоит и в том, что аудитория не проявляет повышенного интереса к полному погружению в виртуальную реальность. Согласно Google Trends, количество запросов со словом «метавселенная» за год сократилось на 80%.

— Самая большая проблема заключается в том, что независимо от того, насколько хороши сами гаджеты, люди пока в основном не хотят в метавселенную, — считает Дэйв Карпф, профессор Университета Джорджа Вашингтона, изучающий интернет.

Создатель термина «метавселенная», писатель-фантаст Нил Стивенсон также усомнился в перспективах технологии до тех пор, пока люди сами не решат жить в цифровом мире. Для этого понадобится уникальный «опыт, который миллионы посчитают достойным», чтобы отправиться в метавселенную.

Недавно основатель Microsoft, миллиардер Билл Гейтс отказался считать метавселенную прорывом и поддержал проекты с использованием искусственного интеллекта.

— Искусственный интеллект — это по-настоящему большое дело. Я не думаю, что Web3 будет таким важным или что метавселенная сама по себе является чем-то инновационным, а вот проекты с ИИ действительно достаточно революционны, — сказал Гейтс.

Наибольший интерес он испытывает к проектам с ИИ, которые могут самостоятельно создавать контент. Это неудивительно, поскольку Microsoft намерена вложить в OpenAI, которая создала популярный нынче чат-бот ChatGPT, 10 млрд долларов.

По данным FT, венчурные инвестиции в искусственный интеллект, который может генерировать текст, изображения или другой контент, с 2020 по 2022 год подскочили на 425%.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшей перспективе метавселенным будет сложно конкурировать с ростом интереса к ChatGPT и другим продуктам на основе нейросетей.