Вопрос: Может ли организация розничной торговли рассчитывать реализованные торговые надбавки по нескольким магазинам способом, методика которого разработана самостоятельно, а в части остальных магазинов — по среднему проценту?

Ответ: Организация розничной торговли может рассчитывать реализованные торговые надбавки по нескольким магазинам способом, методика которого разработана самостоятельно, а по остальным магазинам — по среднему проценту.

Обоснование: Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретенные товары по розничным ценам (п. 8 Инструкции N 133).

При таком варианте учета товаров обобщение информации о торговых наценках (скидках, надбавках) на товары, а также о налогах, включаемых в цену товаров, производится с использованием счета 42 «Торговая наценка» (ч. 1 п. 33 Инструкции N 50).

При принятии к бухучету товаров суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, отражаются по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» (ч. 3 п. 33 Инструкции N 50).

Суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, приходящихся на реализованные товары, учитываемые по розничным ценам, отражаются сторнировочной записью по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» (ч. 4 п. 33 Инструкции N 50). Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» ведется в порядке, установленном учетной политикой организации (ч. 6 п. 33 Инструкции N 50).

Сумму торговых наценок (скидок, надбавок) на реализованные товары в розничной торговле допускается определять из расчета среднего процента. Методика определения среднего процента торговых надбавок приведена в ч. 11 п. 11 Методических рекомендаций N 130.

Организация может производить расчет торговых надбавок по реализованным товарам по каждому торговому объекту или в целом по организации. Принятый порядок закрепляется в учетной политике организации (ч. 14 п. 11 Методических рекомендаций N 130).

Учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абз. 22 ст. 1 Закона N 57-З).

Учетная политика включает (п. 4 ст. 9 Закона N 57-З):

— применяемые организацией виды учетной оценки;

— план счетов бухгалтерского учета организации;

— разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;

— применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).

Таким образом, законодательство не содержит ограничений в выборе способов расчета сумм торговых надбавок, приходящихся на реализованные товары и остаток товаров на конец месяца, а также не ограничивает возможность одновременного применения различных способов одной организацией. Поэтому в учетной политике организации розничной торговли можно предусмотреть, что расчет реализованных торговых надбавок по одним торговым объектам будет производиться способом, методика которого разработана самостоятельно, а по остальным магазинам — по среднему проценту. Самостоятельно разработанные методики применяемых способов расчета реализованных торговых надбавок также необходимо закрепить в учетной политике организации. При этом нужно организовать ведение аналитического учета по счету 42 «Торговая наценка» в том числе в разрезе торговых объектов, по которым производится отдельный расчет реализованных торговых надбавок.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex