Разберемся, нужно ли составлять калькуляцию, чтобы сформировать и обосновать цены на услуги шиномонтажа. Является ли калькуляция перестраховочным документом, который подкрепляет бухгалтерские действия, или это необходимо сделать в соответствии с требованиями законодательства.

Для начала разграничим понятия «цена» и «тариф». Цена — денежное выражение стоимости товара, а тариф — работы или услуги. Получается, верно говорить о формировании тарифа на услуги (работы) шиномонтажа <*>.

В нашей стране есть услуги, на которые устанавливают регулируемые тарифы. Их применяют либо определенные организации, либо к отдельным услугам. Вводятся не только ограничения стоимости услуг, но и дополнительные требования. Например, устанавливаемые тарифы нужно обосновывать экономическими расчетами (калькуляцией). Они утверждаются руководителем (ИП) и хранятся на бумажных носителях <*>.

Несоблюдение законодательства о ценообразовании может повлечь административную ответственность. Это касается в том числе применения регулируемых тарифов, составления обоснований для них <*>.

Тарифы на услуги по ремонту (техобслуживанию) машин являются не регулируемыми, а свободными. Организации (ИП) определяют их самостоятельно или по согласованию с покупателем <*>.

Шиномонтажные работыодин из видов ремонта машин. Значит, тарифы на них также свободные. Организации (ИП) формируют их, ориентируясь на спрос, размер затрат, цены конкурентов и другие факторы. Поскольку тарифы нерегулируемые, составлять экономические обоснования (в том числе калькуляцию) не требуется <*>.

Очевидно, чтобы установить тарифы, нужно произвести расчеты. Одни организации (ИП) делают это в уме, проанализировав цены конкурентов, а другие — с подробными расчетами, оформленными в виде отдельных документов (например, калькуляции). Как правило, высчитывается стоимость нормо-часа на определенную работу. Порядок расчета каждая организация (ИП) определяет самостоятельно. К примеру, стоимость нормо-часа может складываться из следующих затрат:

— арендные и коммунальные платежи;

— зарплата рабочих (основная и дополнительная);

— налоги и неналоговые платежи (ФСЗН, Белгосстрах и др.).

Кроме того, включают рентабельность (прибыль) и прочие расходы.

Еще одна важная составляющая для расчета — время, необходимое для выполнения работы. Составление обоснования — процесс трудоемкий. Ведь взятые за основу показатели могут меняться, что повлечет пересчет стоимости нормо-часа.

Нужно учесть, что в месте оформления заказов, помимо прочего, должна размещаться информация о перечне оказываемых услуг, тарифах на них (стоимость нормо-часа). Как правило, эти сведения отражаются в прейскуранте. Значит, его тоже придется корректировать в случае изменения стоимости нормо-часа <*>.

При использовании более легкого способа определения тарифов («считаем в уме»), прейскурант также следует менять. Скажем, в том случае, когда организация (ИП) решит установить новые цены на услуги своего шиномонтажа. К примеру, из-за уменьшения расходов, более низких цен у конкурентов или сезонности.

Итак, какой порядок выбрать для установления тарифов на услуги шиномонтажа, организация (ИП) решает самостоятельно. Стоит учитывать то, что на данные услуги законодательство не требует составлять экономические обоснования тарифов.