В начале июня 2023 года Министерство транспорта и коммуникаций вынесло на общественное обсуждение проект Указа «Об автомобильных перевозках пассажиров». Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 8 по 18 июня 2023 года, для чего на портале была создана специальная форма. За это время 50 пользователей внесли 61 предложение, которое и было рассмотрено Минтрансом. В начале августа обсуждения завершились.

Основные положения проекта Указа

Ключевое положение Указа – создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В реестр будут включать данные о перевозчиках, транспортных средствах, водителях, диспетчерах такси и диспетчерах пассажироперевозок в нерегулярном сообщении. Оказание услуг без включения в реестр будет запрещено.

Проект предусматривает и другие новшества:

• Иностранные компании смогут оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, а также диспетчера такси, только если будут оформлены в Беларуси как юридическое лицо.
• Диспетчеры будут передавать заказы на перевозки только тем перевозчикам, информация о которых представлена в реестре.
• При выполнении пассажирских перевозок в нерегулярном сообщении (в том числе такси) необходимо проводить видеофиксацию. Для этого автомобили должны быть оснащены специальными техническими средствами.

Что думает общество?

Источник — https://ru.freepik.com/

Перечисленные положения вызвали широкий общественный резонанс, поскольку затрагивают всех – от компаний-перевозчиков и водителей до обычных пассажиров. Перевозчики волнуются, что их транспортные средства и водители не будут соответствовать установленным законодательством требованиям, а следовательно, перевозчик не попадет в реестр и окажется перед необходимостью прекратить деятельность. Кроме того, они опасаются, что не смогут оплатить госпошлины за каждого своего водителя и за каждое транспортное средство. Водители обеспокоены в том числе необходимостью видеорегистрации: выходит, что всю свою смену водитель будет под пристальным прицелом камеры – это попросту некомфортно. А пассажиры волнуются, что придется отказаться от любимого Uber’а (это американская, то есть иностранная, компания) и стоимость поездки возрастет в разы.

Пессимистично на нововведения смотрят и в Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси (АПИД). В интервью порталу Onliner.by Валерий Сорокин – председатель правления АПИД – высказал два своих опасения. По мнению Сорокина, изменения приведут, во-первых, к повышению цен для пассажиров, а во-вторых, к уходу водителей в теневой сегмент. Председатель АПИД считает, что нововведения будут иметь обратный эффект и повлекут за собой снижение качества услуг. Он подчеркивает, что уже сегодня участники рынка делают все возможное, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию: «Постепенный переход на электромобили, различные бонусные программы, конкурсы среди автомобильных перевозчиков — все это разрабатывается и проводится в целях недопущения возврата к тому времени, когда за одну поездку на такси от железнодорожного вокзала до улицы Панченко можно было отдать половину месячной зарплаты».
Михаил Чиженок – учредитель такси Bavaria (компания известна тем, что использует исключительно статусные немецкие авто) –прогнозирует рост цен на услуги на 30 %. Но при этом Чиженок не отрицает, что «сегодня расплодилось огромное число фирм-однодневок, так называемых черных парков, которые приносят реальный ущерб». Предприниматель видит решение проблемы как раз в законодательном регулировании и не считает, что новый Указ «выдавит» с рынка крупных иностранных агрегаторов (к примеру, тот же Uber). Бизнесмен поясняет: «Определенные сложности у них агрегаторов могут возникнуть, в особенности если нужно будет регистрировать юрлицо в Беларуси, отлаживать здесь все процессы. Но я не верю в то, что эти игроки уйдут. Максимум приостановят деятельность для того, чтобы отладить процессы, либо попросят для этого какую-то отсрочку».

Услышал ли Минтранс людей

По сообщению автопортала Av.by, на сегодняшний момент Минтранс предложил коррективы по двум пунктам проекта.

Во-первых, в министерстве сократили период хранения информации о заказах на перевозки до 1 года (изначально – 5 лет).
Во-вторых, срок хранения данных камер видеофиксации в салонах такси уменьшили с 1 месяца до 10 дней.
Пусть эти «подвижки» и не столь глобальные, но они подчеркивают, что Минтранс настроен на диалог и открыт для конструктивных, обоснованных предложений.

Напомним, что о важности кардинальных изменений в области пассажирских автомобильных перевозок говорят уже не первый год. Эту необходимость подтверждает и неутешительная статистика: по данным Комитета госконтроля, с начала 2022 года было возбуждено 17 уголовных дел в сфере такси. Недавно в поле зрения силовиков попали пассажирские перевозки, которые в Минске организовали граждане Туркменистана с использованием сервиса Яндекс.Такси. Не обнадеживают и цифры Госавтоинспекции: например, всего за 5 дней – с 19 по 23 июня 2023 года – и только в столице зафиксировано 778 нарушений ПДД с участием таксистов. А значит, без решительных шагов не обойтись.