Государственная закупка (госзакупка) — приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями, а также отношениями, связанными с исполнением договора государственной закупки (абз. 2 ст. 1 Закона о госзакупках).

Процедура госзакупки — регламентированная Законом о госзакупках последовательности действий заказчика (организатора) и комиссии по госзакупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя). Процедура госзакупки длится от принятия решений о проведении процедуры госзакупки до заключения договора либо отмены процедур госзакупки или признания ее несостоявшейся, если не установлено Законом о госзакупках (абз. 15 ст. 1 Закона о госзакупках).

Видами процедуры госзакупок являются (п. 1 ст. 18 Закона о госзакупках):

— открытый конкурс (в том числе в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием);

— закрытый конкурс;

— электронный аукцион;

— процедура запроса ценовых предложений;

— процедура закупки из одного источника;

— биржевые торги.

Для выбора процедуры госзакупки необходимо учесть (ч. 1 п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках):

1) отношение предмета закупки к товару либо работам (услугам);

товары — вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество (в том числе имущественные права), а также имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности;

работы — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть использованы для удовлетворения потребностей заказчика;

услуги — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

2) ориентировочную стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане госзакупок;

Для определения вида процедуры госзакупки имеет значение ориентировочная стоимость годовой потребности всех объединенных в предмет госзакупки товаров, относящихся к определенному подвиду ОКРБ 007-2012, указанная в годовом плане госзакупок.

Одновременно, если заказчик решит в одной процедуре госзакупки приобрести несколько наименований товаров, которые являются неоднородными, то вид процедуры госзакупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности всех закупаемых совместно товаров, указанной в годовом плане госзакупок. При этом в таком случае разбивка предмета госзакупки на лоты не влияет на выбор вида процедуры госзакупки (письмо МАРТ N 14-01-10/316К).

Однородные товары (работы, услуги) — товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012.

Наименование подвида товара (работы, услуги) должно соответствовать восьми цифровым знакам кода ОКРБ 007-2012.

Выбор вида процедуры госзакупки в случае отдельного приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства определенного объекта, будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услугах) по соответствующему объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам), необходимым для строительства всех объектов.

В случае если заказчик примет решение в одной процедуре госзакупки приобрести товары (работы, услуги), необходимые для строительства нескольких объектов, то вид процедуры госзакупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности всех закупаемых совместно товаров (работ, услуг), указанной в годовом плане госзакупок (ч. 2 — 3 раздела 4 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).

Как определяется вид процедуры госзакупки, если необходимо приобрести товар для одного объекта строительства, а также при закупке товаров по нескольким объектам строительства на примерах разъяснено в письме МАРТ N 14-01-10/2994К.

Проведение процедуры госзакупки, вид которой определяется исходя из объема возникшей потребности допускается после внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в годовой план госзакупок в случае, когда (ч. 2 п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках):

— либо заказчику в текущем финансовом году выделен дополнительный объем финансирования;

— либо у заказчика имеются неиспользованные остатки бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов после проведения процедур госзакупок в соответствии с годовым планом госзакупок. При этом возникла потребность в приобретении товаров (работ, услуг), однородных с ранее приобретенными товарами (работами, услугами).

3) наличие предмета закупки в перечнях товаров (работ, услуг) для госзакупок. От этого зависят как выбор процедуры, так и в отдельных случаях условия допуска к участию в закупке.

Виды процедур и случаи проведения представлены в таблице.

Виды процедур госзакупок

Вид процедуры Содержание Когда проводится
Закупка из одного источника Способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Предложение заключить договор двум и более потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет госзакупки разделен на части (лоты).

Для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном МАРТ (ч. 1 п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках)

Заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника в случаях, установленных приложением к Закону о госзакупках

Также предусмотрены следующие основания для проведения закупки из одного источника:
— в случае расторжения договора госзакупки в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик (организатор) вправе приобрести товары (работы, услуги), включенные в перечень товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, в объеме (количестве), необходимом для обеспечения потребности заказчика в течение 2 месяцев (ч. 1 п. 13 Указа N 143);
— для приобретения товаров у их производителей, если цены на такие товары регулируются Президентом Республики Беларусь, Совмином, госорганами (организациями) путем установления фиксированных или предельных цен, предельных надбавок (скидок, наценок), предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену, декларирования цен при соблюдении условий, установленных абз. 2 подп. 1.9 п. 1 постановления N 395;
— для приобретения товаров (работ, услуг) собственного производства у лечебно-производственных мастерских (абз. 3 подп. 1.9 п. 1 постановления N 395);

— для приобретения в 2022 г. продуктов питания (абз. 4 подп. 1.9 п. 1 постановления N 395);

— на основании п. 1 Указа N 366;

— на основании подп. 1.6 п. 1 Указа N 494.

Обратите внимание!
В период с 01.06.2022 до 01.06.2024 заказчики (застройщики) при принятии решения о строительстве объектов по проектам, рекомендованным для повторного применения, вправе применять процедуру закупки из одного источника за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных подп. 1.1 п. 1 Указа N 80.

Открытый конкурс: Гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки на ЭТП, при которой победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и соответствующий требованиям конкурсных документов Применяется в случаях, не установленных Законом о госзакупках для применения иных видов процедур госзакупок.

Товары (работы, услуги) не включены в перечни для других процедур.

Сумма закупки в год по годовому плану:

товар — от 2000 БВ;

работа, услуга — от 5000 БВ

1) Двухэтапный конкурс Вид открытого конкурса, при котором победителем признается участник, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса и предложивший лучшие условия исполнения договора по результатам второго этапа данного конкурса.

На первом этапе двухэтапного конкурса заказчик с привлечением (при необходимости) эксперта (экспертной комиссии) формирует требования к предмету госзакупки, в том числе на основе технического описания предлагаемых участником товаров (работ, услуг), разработанного в соответствии с техническим заданием заказчика.

На втором этапе двухэтапного конкурса осуществляется выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, установленном для проведения открытого конкурса

Порядок и случаи проведения открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса определяются Совмином (п. 4 ст. 31 Закона о госзакупках)
2) Конкурс с ограниченным участием Вид открытого конкурса, при котором победитель определяется из числа участников процедуры госзакупки, прошедших предварительный отбор на основании дополнительных требований к участникам такого конкурса Порядок и случаи проведения открытого конкурса в виде конкурса с ограниченным участием определяются Совмином (п. 4 ст. 31 Закона о госзакупках)
Закрытый конкурс Конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки, сведения о которой составляют госсекреты.

Победителем закрытого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и соответствующий требованиям конкурсных документов.

Проводится в порядке, установленном для открытого конкурса, с учетом особенностей, установленных ст. 37 Закона о госзакупках

Применяется в случаях, не установленных Законом о госзакупках для применения открытого конкурса. При этом сведения о госзакупке составляют госсекреты
Запрос ценовых предложений Конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при которой победителем признается участник, предложивший наименьшую цену предложения и соответствующий требованиям документов процедуры запроса ценовых предложений.

Проводится на ЭТП

Товар (работа, услуга) может быть в перечне «Электронный аукцион».

Сумма закупки в год по годовому плану от 300 БВ:

товар — до 2000 БВ;

работа, услуга — до 5000 БВ

Не применяется в случае госзакупки работ, услуг по созданию объектов авторского права и смежных прав, организации и проведению культурных мероприятий, иных работ, услуг в сфере науки и культуры

Закрытая процедура запроса ценовых предложений Проводится в порядке, установленном заказчиком (организатором) по согласованию с МАРТ, с учетом требований Закона о госзакупках Применяется в случаях, предусмотренных для применения запроса ценовых предложений. При этом сведения о госзакупке составляют госсекреты (подп. 1.5 п. 1 Указа N 590)
Электронный аукцион Гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки на ЭТП, при которой победителем признается участник, предложивший наименьшую цену по результатам торгов и соответствующий требованиям аукционных документов. Закупаемый товар (работа, услуга) включен в перечень «Электронный аукцион».

Также может быть применен в иных случаях, определяемых заказчиком (организатором) самостоятельно, например, в отношении товаров, которые не включены в перечень для проведения электронного аукциона. Однако следует учитывать, что электронный аукцион не может быть проведен для закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечень «Биржа» (п. 2 ст. 38 Закона о госзакупках)

Биржевые торги Биржевые торги проводятся в соответствии с законодательством о товарных биржах с учетом требований Закона о госзакупках Закупки по перечню «Биржа»

При проведении двумя и более заказчиками совместных процедур госзакупок однородных товаров (работ, услуг), а также при централизации госзакупок вид процедуры госзакупки определяется заказчиками (организатором) исходя из ориентировочной стоимости предмета госзакупки, приобретаемого в рамках процедуры госзакупки (п. 3 ст. 18 Закона о госзакупках).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex