Источник — https://ru.freepik.com/

В конце августа пресс-служба Евразийской экономической комиссии сообщила о принятии ЕЭК решения о создании и развитии зарядной и сервисной инфраструктуры для электрокаров. Член Коллегии ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу Артак Камалян подчеркнул, что в рамках кооперации предполагается стимулирование создания инфраструктуры не только в самих странах, но и в международных транспортных коридорах, что позволит свободно и с комфортом перемещаться по территориям государств на электромобилях.

А для чего это нужно

Суть нововведений Артак Камалян определил так: «Объединение усилий и тесная кооперация государств-членов в этом направлении в конечном итоге будут способствовать популяризации электротранспорта, стимулированию инновационной деятельности, достижению целей климатической повестки». Действительно, климатическая повестка стоит остро не только в Беларуси, но и в целом в Европе и мире.

Так, одна из ключевых причин глобального потепления – огромные выбросы парниковых газов. Эти газы буквально «покрывают» нашу планету, что препятствует проникновению солнечных лучей. Результат – изменение климата. Но причем здесь машины?

Дело в том, что на автомобили, работающие на ископаемом топливе (то есть на топливе из нефти – это бензин и дизель), приходится около 12 % выбросов парниковых газов. Для сравнения: самолеты выделяют 1,9% парниковых газов, морские суда – 1,7 %, а поезда – 0,4 %. Логично, что для изменения ситуации нужно сократить объемы этих выбросов.

Конечно, автопроизводители постоянно внедряют новые решения, которые позволят уменьшить количество выхлопов, попадающих в атмосферу. Не использовать эти решения компаниям попросту невыгодно, поскольку превышение показателей CO2 наказывается большими штрафами.

К сожалению, даже такие мероприятия не могут «переломить» климатическую ситуацию: по данным аналитической компании Navigant Research, в 2019 году количество машин в мире достигало 1,2 млрд единиц (причем 95 % – это легковой транспорт). Разумеется, сегодня это количество еще больше. Только по дорогам Беларуси на конец 2022 года ездили 2 974 303 автомобилей.

Поэтому закономерен переход на альтернативные источники – в первую очередь на электроэнергию. Например, амбициозные планы высказали французские власти: они планируют к 2040 году вовсе запретить в стране продажи авто с дизельными и бензиновыми моторами. В Беларуси таких смелых целей пока не ставят, но курс на «электрификацию» транспорта, определенно, взят.

Беларусь и электрокары

В июне 2022 года на открытии Дня электротранспорта в Минске министр энергетики Виктор Каранкевич отметил, что количество электромобилей в Беларуси превысило 10 тысяч.

Разумеется, электромашины для наших автолюбителей – явление новое. Не удивительно, что потенциального водителя электрокара волнуют вполне «бытовые» вопросы: сколько будет стоить обслуживание такого авто и где его заряжать. Белорусское правительство постаралось создать для автовладельцев максимально комфортные условия по обоим пунктам.

Во-первых, на электрокары распространяется целый комплекс преференций. Владельцы таких машин освобождены от уплаты транспортного налога до 31 декабря 2025 года. До 1 января 2026 года они могут бесплатно пользоваться парковками, которые находятся в коммунальной собственности. Кроме того, при ввозе электрокара для личного пользования на территорию Беларуси физлицам не нужно уплачивать НДС. А если вы покупаете авто в Беларуси, то имеете право получить возврат уплаченной при покупке суммы НДС. Эти меры стимулируют продажи электромобилей – и весьма удачно, ведь, по словам Каранкевича, количество электрокаров в стране в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличилось в два раза. А аналитики Международного энергетического агентства и вовсе прогнозируют, что к 2025 году число электромобилей в Беларуси увеличится до 112 тысяч (то есть больше чем в 10 раз!).

Во-вторых, повсеместно (не только в столице и областных центрах, но и в райцентрах) увеличивается количество электрозарядных станций. По данным на 1 января 2023 года, в Беларуси действуют 627 электрозарядных станций и 1 супербыстрый заправочный комплекс в Минске. Эти станции работают под брендом Malanka, который принадлежит ПО «Белоруснефть» – национальному оператору по созданию зарядной сети. А к 2023 году планируется запуск еще 86 заправочных комплексов по всей стране. Кстати, свое решение для зарядки электрокаров предложил и «Белтелеком»: в декабре 2022 года в Пинске была открыта первая ЭЗС под брендом Evika. В планах у компании – запуск более 300 зарядных комплексов к 2025 году.

Причем найти ЭЗС не составит труда – это можно сделать на официальных сайтах поставщиков услуг или через их приложения. Более того, страны ЕАЭС в рамках кооперации планируют создать общую интерактивную карту, где отображалось бы расположение всех зарядных станций и объектов сервисной инфраструктуры во всех государствах-членах.

Кстати, в реализации программы по уменьшению выбросов парниковых газов Беларусь практикует комплексный подход. Страна не только стимулирует продажи личного электротранспорта, но и активно внедряет новые технологии в сферу общественного транспорта. Так, по словам Каранкевича, на городских маршрутах уже работают более 100 электробусов. Не отстают и промышленные предприятия: например, «Гомельэнерго» одним из первых решилось на обновление автопарка электромобилями.

Конечно, электромобили не смогут заменить привычный бензиновый и дизельный транспорт в один момент – на переход потребуется время. Однако тенденция к росту их популярности дает надежду на поддержание хрупкого экологического баланса в мире.