Негосударственное (частное) учреждение — это некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Понятие учреждения раскрывается в ст. 120 ГК.

Реорганизация учреждения, т.е. прекращение юридического лица без его ликвидации, а с универсальным правопреемством со стороны вновь возникших лиц, может осуществляться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование <*>.

Преобразование одного юридического лица в юридическое лицо другого вида может происходить как отдельно (например, учреждение преобразовывается в ООО), так и одновременно с любой из четырех форм реорганизации (например, учреждение объединяется в форме слияния с другим юридическим лицом, одновременно преобразовываясь в акционерное общество).

В Республике Беларусь отсутствуют ограничения по правовой форме того юридического лица, в которое преобразовывается учреждение: любые учреждения могут заменить свою организационную форму на любую другую форму.

Реорганизация может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке; учреждение может быть преобразовано как в коммерческую, так и в некоммерческую организацию, но в рамках настоящей статьи мы рассмотрим алгоритм юридических действий при преобразовании негосударственного учреждения в коммерческую организацию в добровольном порядке.

1. Стадия анализа

Анализ и выбор организационно-правовой формы нового юридического лица. Учреждение может быть преобразовано как в некоммерческую организацию, так и в коммерческую. При преобразовании создается новая организация, которая имеет другие цели деятельности, профиль, структуру, не такие, как у своего предшественника, и принимает все его активы и пассивы.

Преобразование учреждения в некоммерческую организацию возможно, но вряд ли целесообразно: с учетом того, что имущество учреждения передается собственнику, собственник должен проходить процесс ликвидации, регистрировать новое юридическое лицо и вновь вносить имущество в качестве вклада в уставный фонд или передавать в виде добровольного имущественного взноса.

Более логичным представляется преобразование учреждения в коммерческую организацию, когда собственник принимает решение о распределении долей в составе нового юридического лица, имея полное право распоряжаться имуществом. Вместе с тем и в данном случае есть свои сложности и перед принятием решения о преобразовании учреждения в коммерческую организацию следует учесть, в частности, такие моменты:

1.1. Смена характера деятельности. Радикальное изменение характера деятельности, поскольку некоммерческая организация хотя и вправе осуществлять коммерческую деятельность при определенных условиях <*>, но в целом создавалась для достижения уставных целей, не связанных с извлечением прибыли.

1.2. Виды деятельности. Некоторые виды деятельности могут осуществляться только некоммерческой организацией. Если, например, учреждение образования создано в целях обеспечения получения среднего специального, высшего образования, то при преобразовании в коммерческую организацию такая деятельность должна быть прекращена.

1.3. Налогообложение и отчетность коммерческих и некоммерческих организаций имеют свои особенности, которые следует учитывать при преобразовании. Кроме того, для коммерческой организации недопустимо ведение разных балансов по отдельным видам деятельности.

1.4. Обязательства. Существуют не только виды деятельности, но и обязательства, которые не могут быть выполнены в рамках коммерческой организации. Например, учреждение получило грант и наличие статуса некоммерческой организации — обязательное требование грантодателя. Другой пример: если некоммерческая организация могла получить от коммерческой в дар имущество, то дарение между коммерческими организациями запрещено <*>.

2. Решение о преобразовании

Если собственник частного учреждения после анализа и учета всех последствий, связанных с преобразованием, принимает такое решение, то в нем должны быть отражены следующие вопросы:

2.1. О реорганизации частного учреждения в форме преобразования в некоммерческую организацию или хозяйственное общество («реорганизовать учреждение «А» путем его преобразования в ООО «Б»).

2.2. О возложении на руководителя учреждения совершения юридически значимых действий с указанием сроков исполнения: размещение объявления о реорганизации, уведомление кредиторов; проведение инвентаризации, составление передаточного акта.

2.3. Одновременно необходимо провести переговоры с потенциальными участниками создаваемой коммерческой организации об условиях участия в ней иных учредителей, кроме реорганизуемого учреждения, и решить вопросы:

о порядке передачи имущества и о формировании уставного капитала;

о размере вклада реорганизуемого учреждения в уставный фонд создаваемой коммерческой организации;

об определении места нахождения нового юридического лица;

об утверждении учредительных документов.

3. Процедура реорганизации

3.1. Уведомление кредиторов. Руководитель учреждения уведомляет кредиторов <*>. Срок для уведомления кредиторов некоммерческой организации законодательством не установлен. Вместе с тем возможно по аналогии применить сроки, указанные в ст. 23 Закона от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах», — не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации. Порядок уведомления руководитель вправе выбрать самостоятельно: либо направить письменные уведомления каждому кредитору, либо опубликовать объявление в республиканских печатных изданиях, например в газете «Рэспублiка».

3.2. Проведение инвентаризации обусловлено требованием закона <*>. На основании решения учредителей руководитель учреждения готовит приказ о проведении инвентаризации, назначении комиссии, сроках проведения инвентаризации. После проведения инвентаризации имущества, финансовых обязательств учреждения результаты инвентаризации оформляются бухгалтерскими документами.

3.3. Составление передаточного акта. По результатам проведенной инвентаризации составляется передаточный акт, в котором указываются положения о правопреемстве вновь созданного юридического лица по всем обязательствам учреждения в отношении всех кредиторов и должников, в том числе и по тем обязательствам, которые оспариваются сторонами <*>. Передаточный акт подлежит утверждению собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о преобразовании учреждения. Отсутствие передаточного акта не влечет отказа в совершении регистрационных действий, однако может затруднить правоотношения с контрагентами преобразованного юридического лица.

3.4. Уведомление налогового органа. В соответствии с требованиями подп. 1.9.3 п. 1 ст. 22 НК необходимо не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации уведомить о принятом решении налоговый орган по месту постановки на учет.

3.5. Уведомление БРУСП «Белгосстрах» должно быть направлено в 10-дневный срок с момента принятия решения о реорганизации <*>, за исключением прошедших государственную регистрацию в соответствии с Декретом от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». В случае изменения наименования и (или) места нахождения — в месячный срок со дня таких изменений.

3.6. Уведомление ФСЗН. Плательщик обязан сообщать письменно в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту постановки на учет о принятых решениях о реорганизации в течение пяти рабочих дней со дня принятия таких решений <*>.

3.7. Трудовые вопросы. Несмотря на то что законодательство не предусматривает обязанности уведомления работников о реорганизации, это необходимо сделать, т.к. продолжение трудовых отношений при реорганизации возможно лишь при условии согласия работника.

4. Государственная регистрация нового юридического лица

4.1. Утверждение структуры, формирование, определение количественного и персонального состава, избрание органов управления создаваемой организации.

4.2. Согласование наименования. Согласование наименований юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации другого юридического лица (юридических лиц), производится в порядке, установленном Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утв. постановлением Совмина от 05.02.2009 N 154.

4.3. Утверждение учредительных документов.

4.4. Внесение вкладов в уставный фонд.

4.5. Государственная регистрация и передача полномочий представителю.

4.6. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица <*>.

4.7. После регистрации нового юридического лица изготавливается новая печать, меняется банковская карточка, сотрудники переводятся на работу в новое общество, происходит перерегистрация недвижимого имущества, автомобилей, товарных знаков и т.п. Если юридическое лицо будет осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимо ознакомиться с особенностями правового регулирования согласно Декрету от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства».