Вопрос: Организация приобретает укомплектованные аптечки первой помощи для размещения в офисе, на производстве и в автомобилях. Как в 2023 г. принимать их к учету — в составе основных средств (ОС) или запасов, поскольку лекарства из них постоянно используются работниками и организация докупает новые? Если в составе ОС, какой шифр им присвоить?

Ответ: На основании устных разъяснений представителей Минфина, полагаем, медицинские аптечки можно отразить как отдельные предметы в составе запасов исходя из учетной политики. Если же приходовать их как ОС, шифр должна установить сама организация.

Обоснование: Оснащение производственных и иных структурных подразделений организации, транспортных средств аптечками первой помощи с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения — одно из мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, обусловленных требованиями законодательства (ч. 2 ст. 30 Закона N 356-З, п. 77 Правил по охране труда N 53, п. 345 Правил N 970, абз. 2 ч. 1 п. 44 приложения 4 к ПДД).

В соответствии с абз. 2 подп. 2.1 п. 2 Стандарта N 64 запасами признаются активы, от использования которых организация предполагает получать экономические выгоды в течение периода не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего этот срок. При выполнении указанного условия отдельные предметы (инвентарь, хозяйственные принадлежности и т.д.) для целей бухучета относятся к запасам (абз. 3 подп. 2.2 п. 2 Стандарта N 64).

Обычный операционный цикл представляет собой установленный Положением об учетной политике период с момента поступления запасов для использования до момента их реализации или реализации новых запасов, в производстве которых они участвовали (абз. 3 подп. 2.1 п. 2 Стандарта N 64).

Экономические выгоды — получение организацией доходов от реализации активов, снижение расходов и иные выгоды, возникающие от использования активов (абз. 8 ч. 1 п. 2 Инструкции N 102).

С учетом устных разъяснений специалистов Минфина в отношении активов, экономическую выгоду от использования которых определить зачастую не представляется возможным, а также исходя из их функционального назначения и области применения, по нашему мнению, в Положении об учетной политике допустимо зафиксировать перечень имущества, относимого к категории отдельных предметов, если в указанном ЛПА:

— определена номенклатура такого инвентаря (укрупненная или более детальная). В соответствующем перечне, полагаем, можно поименовать аптечки первой помощи (абз. 18 ст. 1, абз. 7 ч. 1 п. 4, п. 5 ст. 9 Закона N 57-З);

— установлен период получения по нему экономических выгод 12 месяцев (операционный цикл);

— закреплены такие способы списания стоимости инвентаря на затраты, которые позволят это сделать в течение 12 месяцев (операционного цикла). Например, 100% при передаче в эксплуатацию, 50% при передаче в эксплуатацию и 50% в 12-м месяце эксплуатации (п. 15 Стандарта N 64).

Если же организация решит отразить аптечки в составе ОС, ей нужно учесть следующее. Конкретного шифра для таких активов законодательство не предусматривает. Поэтому можно применить нормы ч. 3 п. 17 Инструкции N 37/18/6 и самостоятельно присвоить локальный шифр. Соответствующее решение находится в компетенции комиссии по амортизационной политике (п. 1, 3 приложения 1 к Инструкции N 37/18/6).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex