Вопрос: Организация в декабре приобрела и установила на автомобиль новые зимние шины. Расходы по их приобретению и установке отнесены на затраты, учитываемые при налогообложении. Через три месяца после этого  организация продает автомобиль. Нужно ли в целях налогового учета восстанавливать затраты, связанные с «недопробегом» шин?

Ответ: По мнению автора, обязанность «восстановления» затрат, учтенных ранее при налогообложении, при «недопробеге» шин не следует из положений и налогового, и бухгалтерского законодательства.

По общему правилу понесенные расходы по приобретению и установке автомобильных шин при использовании автомобиля в производственной деятельности организации относятся в состав затрат, учитываемых при налогообложении на основании п. 1 ст. 130 НК.

При этом исходя из п. 2 ст. 130 НК затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).

На каждую шину, установленную на транспортное средство (ТС) при его комплектации или во время эксплуатации (в том числе на запасную шину), заводится карточка учета работы автомобильных шин и утверждаются эксплуатационные нормы пробега. Данная карточка может вестись в электронном виде <*>.

Если организация перевозит на ТС пассажиров и грузы только для собственных нужд, ведение карточки и установление эксплуатационных норм пробега не являются обязательными <*>.

При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение <*>, в котором указываются причины. Одновременно определяются лица, виновные в преждевременном выходе шин из строя, для принятия мер в соответствии с действующими положениями <*>.

В рассматриваемой ситуации речь не идет о технологических причинах выбытия шин, а происходит их реализация исходя из коммерческих интересов и, таким образом, осуществляется реализация запасов.

Следует подчеркнуть, что каких-либо определенных нормативных предписаний в отношении методики отражения в бухгалтерском, а тем более в налоговом учете «недопробега» шин нет.

По сложившейся практике возможны два варианта.

При сезонной замене снятые с ТС шины могут быть оприходованы на склад по стоимости «недопробега», рассчитанной на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.

Но возможен и вариант, когда снятые с ТС шины при их сезонной замене в бухгалтерском учете не отражаются. Движение шин в этом случае происходит только в складском учете в количественном выражении.

Выбранный вариант отражается в учетной политике.

В рассматриваемой же ситуации происходит выбытие запасов, стоимость которых ранее была учтена в бухгалтерских расходах и налоговых затратах организации, и с учетом отсутствия нормативных ограничений никакого принципиального отличия от обычного выбытия товарно-материальных ценностей не видится.

С учетом изложенного оснований для корректировки затрат, учитываемых при налогообложении, не усматривается.