Вопрос: Организация-арендодатель составляет с арендаторами первичные учетные документы единолично. Нужно ли проводить инвентаризацию расчетов с арендаторами перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2023 г.?

Ответ: Проводить инвентаризацию расчетов с арендаторами перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2023 г. нужно в обязательном порядке.

Обоснование: Первичный учетный документ может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях, установленных законодательными актами и (или) определенных Минфином (п. 5 ст. 10 Закона № 57-З).

Постановлением № 13 определены основные случаи, при которых возможно единоличное составление первичных учетных документов. В том числе это случай временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга)), заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично (абз. 3 п. 1 постановления № 13).

Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно, в том числе перед составлением годовой отчетности (абз. 3 п. 2 ст. 13 Закона № 57-З).

К инвентаризируемым активам относится среди прочих активов дебиторская задолженность (абз. 4 ч. 1 п. 2 Инструкции № 180).

К инвентаризируемым обязательствам организации относится среди прочих обязательств кредиторская задолженность (абз. 4 ч. 2 п. 2 Инструкции № 180).

Таким образом, инвентаризация расчетов перед составлением годовой отчетности за 2023 г. проводится в обязательном порядке. Исключений для расчетов с контрагентами, с которыми первичные учетные документы составляются в единоличном порядке, законодательство не содержит.

Инвентаризация обязательств в части расчетов с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, а также с бюджетом покупателями и поставщиками, подотчетными лицами и работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов. При этом оформляется акт инвентаризации согласно приложению 19 к Инструкции № 180 (ч. 1 п. 62 Инструкции № 180).

При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п. 63 Инструкции № 180).

Поскольку каждая из сторон договора составляла первичные учетные документы единолично, составление актов сверки с такими контрагентами имеет очень важное значение для подтверждения данных бухгалтерского учета перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex