Вопрос: Ранее организация учитывала покупные материалы на счете 10 по фактической себестоимости с отражением их покупной стоимости и затрат на доставку (иных затрат на покупку не было). Можно ли и дальше так приходовать покупные материалы в свете того, что с 01.01.2023 действует новый Стандарт по запасам N 64?

Ответ: Да, можно. С 01.01.2023 изменений в этой части не произошло. Организация вправе вести учет покупных материалов в прежнем порядке, в том числе на счете 10 по фактической себестоимости, отражая там же все формирующие ее затраты.

Обоснование: С 01.01.2023 Инструкция N 133 перестала действовать и вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы» (далее — Стандарт N 64) (п. 4, 5 постановления от 28.12.2022 N 64).

Согласно Стандарту N 64 покупные материалы принимаются к учету по первоначальной стоимости. Таковой является фактическая себестоимость, которая складывается из суммы всех затрат, связанных с покупкой материалов: их стоимости по ценам приобретения, таможенных сборов, таможенных пошлин, транспортно-заготовительных затрат, в том числе затрат на погрузку и доставку в организацию, не включенные в цену приобретения материалов, и т.д. (п. 7 Стандарта N 64).

В рассматриваемой ситуации организация при покупке несет расходы на покупную стоимость и на доставку. И именно они формируют фактическую себестоимость купленных материалов.

Затраты на приобретение материалов (их фактическая себестоимость) отражаются в бухучете как до, так и после 01.01.2023 в зависимости от способа, установленного учетной политикой (п. 6, 39, 41 Инструкции N 133; абз. 2 ч. 1 п. 4 ст. 9, ч. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 57-З):

— либо непосредственно на счете 10 «Материалы» — если материалы приходуются по фактической себестоимости (п. 7 Стандарта N 64, п. 16 Инструкции N 50);

— либо с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и (или) 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» — если материалы учитываются в условной оценке с обособленным отражением отклонений (абз. 4, 9 подп. 2.1 п. 2, п. 13 Стандарта N 64; п. 19, 20 Инструкции N 50).

Итак, в случае, когда по учетной политике поступившие покупные материалы приходуются по фактической себестоимости на счете 10 (счета 15 и (или) 16 не используются), на этом же счете отражается полностью сформированная фактическая себестоимость в сумме всех связанных с приобретением затрат. В их числе, как мы выше сказали, затраты на покупку и доставку материалов.

Пример отражения затрат, формирующих фактическую себестоимость, на счете 10

Организация (на ОСН) для изготовления москитных сеток для окон приобрела у белорусского поставщика 30 пог. м алюминиевой основы профиля шириной 1,2 — 2,5 см на сумму 300 руб. (в том числе НДС — 50 руб.). Расходы на доставку материалов возложены на производителя сеток. Соответствующий договор заключен с перевозчиком. В итоге:

— доставка — 180 руб. (в том числе НДС — 30 руб.);

— погрузочно-разгрузочные работы — 30 руб. (в том числе НДС — 5 руб.).

Согласно учетной политике материалы принимаются к бухучету по фактической себестоимости и отражаются на счете 10 (субсчет 10-1 «Сырье и материалы»).

При оприходовании алюминиевой основы профиля выполняются следующие бухзаписи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,

 руб.

Отражена стоимость материалов по покупной цене

(300 — 50)

10-1 60 250
Предъявлен НДС по покупным материалам 18 60 50
Отнесены на увеличение фактической себестоимости материалов расходы на перевозку

(180 — 30)

10-1 60 150
Предъявлен НДС по доставке 18 60 30
Отнесены на увеличение фактической себестоимости материалов расходы на погрузку/разгрузку

(30 — 5)

10-1 60 25
Предъявлен НДС по погрузке/разгрузке 18 60 5
Принят к вычету НДС

(50 + 30 + 5) <*>

68-2 18 85

___________________
<*> Сумма «входного» налога принимается к вычету в общем порядке, т.е. после отражения в бухучете и книге покупок (если она ведется), при наличии подписанного ЭСЧФ, выставленного сторонней организацией.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации полностью сформированную фактическую себестоимость приобретенного материала (у нас она складывается из стоимости по цене приобретения, расходов на доставку, погрузку/разгрузку и равняется 425 руб. (250 + 150 + 25)) отражают сразу по дебету субсчета 10-1.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex