Вопрос: Организация, осуществляющая розничную торговлю автомобилями, предоставляет потенциальным покупателям возможность пробной поездки на демонстрационном автомобиле для оценки ходовых качеств и общих потребительских свойств такой модели транспортного средства (тест-драйв). Как учесть топливо, израсходованное при тест-драйве?

Ответ: Стоимость топлива, израсходованного при проведении тест-драйва, в бухучете включается в расходы на реализацию, а при налогообложении прибыли учитывается в составе затрат — но только в пределах норм.

Обоснование: В ходе тест-драйва потенциальный покупатель имеет возможность оценить качества заинтересовавшей его модели автомобиля. Такая информация нужна ему для принятия решения о покупке транспортного средства. Следовательно, для розничной организации, реализующей автомобили, предоставление возможности тест-драйва можно рассматривать как меру, которая способствует привлечению покупателей и увеличению объема продаж.

В нашей ситуации в связи с использованием демонстрационных автомобилей для тест-драйва организация несет затраты на топливо, расходуемое при таких поездках. С учетом сферы деятельности организации и цели использования транспортного средства данные суммы являются затратами на реализацию. Их отражают на счете 44 и при определении финансового результата за месяц в полной сумме списывают в состав расходов на субсчет 90-6 <*>.

На заметку
Возможны ситуации, когда расход топлива технически исправного автомобиля превышает рассчитанный исходя из установленных норм. Но когда такой расход произошел не по вине водителя или иных лиц и подтверждена направленность его использования, стоимость сверхнормативно использованного топлива учитывается в том же порядке, что и в пределах норм. Это объясняется тем, что установленные Инструкцией N 141 правила применения норм расхода топлива, а также установленные подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК ограничения по включению стоимости топлива в учитываемые при налогообложении прибыли затраты не определяют порядок его бухучета.

Основанием для отражения в учете стоимости израсходованного топлива служит соответствующий первичный учетный документ. Его форму организация разрабатывает самостоятельно и включает в положение об учетной политике. Сведения в ПУД необходимо сверить с данными оперативного учета работы автомобиля (если соответствующий документ, например путевой лист, составляется отдельно) <*>.

Для целей налогообложения прибыли стоимость указанного топлива является нормируемыми затратами. Ее можно учесть при исчислении налога в пределах норм, установленных Минтрансом (с учетом повышений и понижений, применяемых в соответствии с Инструкцией N 141). При ее отсутствии используют норму, установленную заводом изготовителем. А если нет и таковой — норму определяет руководитель, но применяется она для целей налогового учета только шесть месяцев <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex