В связи со вступлением в силу с 23.07.2023 изменений и дополнений, внесенных в Закон о рынке ценных бумаг, скорректированы соответствующим образом нормы Инструкций N 33 и N 76 в сфере правового регулирования клиринговой деятельности и порядка обращения ценных бумаг на территории Республики Беларусь. Соответствующие изменения внесены https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/209905/#M100004 постановлением Минфина от 05.07.2023 N 36, которое вступило в силу 20.08.2023. Рассмотрим основные изменения.

1. Клиринговая деятельность

Понятийный аппарат Инструкции N 33 дополнен определением термина «участник клиринга», под которым понимается профессиональный участник рынка ценных бумаг (далее — профучастник), иной участник торгов, использующие услуги клиринговой организации и заключившие договор об оказании услуг клиринговой организацией (абз. 14 п. 2).

Отметим, что профучастники, использующие услуги клиринговой организации, именуются участниками клиринга и заключают договор об оказании услуг клиринговой организацией (ч. 3 ст. 34 Закона о рынке ценных бумаг). Однако ст. 34 Закона о рынке ценных бумаг, содержащая общие нормы о клиринговой деятельности, не указывает на то, что участниками клиринга могут быть и иные лица, помимо профучастников, хотя и не ограничивает такую возможность.

Вместе с тем следует учитывать, что расширен круг лиц, которые могут быть участниками торгов на фондовой бирже (ч. 1 ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг). Более того, в Законе о рынке ценных бумаг появился новый институт квалифицированных инвесторов на рынке ценных бумаг (гл. 9-1), среди которых также могут быть не только профучастники, но и иные лица, включая физлиц (ч. 1 ст. 53-1 Закона о рынке ценных бумаг, подп. 4.5 п. 4 постановления Минфина от 05.04.2016 N 20, абз. 2 ч. 3 п. 1 Инструкции N 76).

Следовательно, все это в совокупности потребовало введения определения термина «участник клиринга» в Инструкции N 33, а с введением данного термина также потребовалась корректировка содержания термина «клиент участника клиринга».

2. Порядок обращения ценных бумаг на территории Республики Беларусь

2.1. Квалифицированные инвесторы на рынке ценных бумаг.

В связи с тем, что Минфин вправе определять иных лиц, которые могут являться квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг (абз. 14 ч. 1 ст. 53-1 Закона о рынке ценных бумаг), в Инструкцию N 76 внесен термин «квалифицированные инвесторы на рынке ценных бумаг», которыми также могут являться физлица, которые имеют действующий квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг первой категории (абз. 2 ч. 3 п. 1).

2.2. Перечень сделок, совершаемых на организованном рынке в процессе обращения ценных бумаг.

Напомним, что в целях развития рынка облигаций законодателем были введены новые финансовые инструменты, в частности, структурные и депозитарные облигации (абз. 11, 49 ч. 1 ст. 1, ст. 23-1, 23-2 Закона о рынке ценных бумаг). При этом было определено, что размещение структурных и депозитарных облигаций может происходить только в торговой системе организатора торговли ценными бумагами (ч. 2 ст. 23-1, ч. 6 ст. 23-2 Закона о рынке ценных бумаг), т.е. на организованном рынке в системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (абз. 32 ч. 1 ст. 1 Закона о рынке ценных бумаг). В связи с этим в Инструкции N 76 дополнен перечень сделок, совершаемых на организованном рынке в процессе обращения ценных бумаг сделками купли-продажи структурных и депозитарных облигаций (абз. 4 ч. 1 п. 2).

2.3. Особенности совершения сделок со структурными и депозитарными облигациями.

Размещение структурных облигаций осуществляется только среди инвесторов, перечень которых определяется Минфином (ч. 2 ст. 23-1 Закона о рынке ценных бумаг). В связи с этим в Инструкции N 76 также определено, что сделки со структурными облигациями вправе совершать только квалифицированные инвесторы на рынке ценных бумаг (ч. 1 п. 2-1). При этом определены последствия утраты лицом статуса квалифицированного инвестора на рынке ценных бумаг применительно к возможности совершения сделок со структурными облигациями (ч. 2 — 3 п. 2-1 Инструкции N 76).

Размещение и обращение депозитарных облигаций может осуществляться среди лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг и (или) собственником имущества, участниками (акционерами) эмитента депозитарных облигаций, в случае соответствия эмитента и (или) эмитированных им депозитарных облигаций требованиям, установленным Минфином (ч. 7 ст. 23-2 Закона о рынке ценных бумаг). Исходя из этого определено требование, которым должен отвечать эмитент депозитарных облигаций, для того чтобы обращение таких облигаций могло осуществляться среди лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг и (или) собственниками имущества, участниками (акционерами) эмитента. А именно: эмитент должен иметь кредитный рейтинг уровня «by.BBB+» и выше по национальной рейтинговой шкале для Республики Беларусь, присвоенного рейтинговым агентством ООО «БИК Рейтингс». Также определены обязанности эмитента депозитарных облигаций по раскрытию информации при утрате таким эмитентом кредитного рейтинга или о его снижении ниже уровня «by.BBB+» (п. 2-2 Инструкции N 76).

Примечание
ООО «БИК Рейтингс» является аккредитованным Нацбанком рейтинговым агентством в соответствии с постановлением Правления Нацбанка от 12.01.2021 N 7 (разъяснение Нацбанка от 14.01.2021).

Следует сказать, что в целях соблюдения правомерности совершения сделок с депозитарными облигациями лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг и (или) собственниками имущества, участниками (акционерами) эмитента, для брокера установлена соответствующая обязанность:

по проверке наличия у эмитента депозитарных облигаций кредитного рейтинга;

отказу в подаче в торговую систему организатора торговли ценными бумагами заявки на покупку (продажу) депозитарных облигаций при наличии у их эмитента кредитного рейтинга ниже уровня «by.BBB+» либо отсутствии у эмитента депозитарных облигаций присвоенного кредитного рейтинга (подп. 12.13-2 п. 12 Инструкции об осуществлении профдеятельности по ценным бумагам N 76).

2.4. Участники торгов ценными бумагами на организованном рынке.

Как было указано выше, расширен круг лиц, которые могут быть участниками торгов на фондовой бирже (ч. 1 ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг). Также Минфину было предписано установить перечень ценных бумаг, сделки с которыми на организованном рынке вправе без посредничества профучастников совершать лица, не являющиеся профучастниками (ч. 7 подп. 1.2 п. 1 Указа N 277). В развитие данных норм в Инструкцию N 76 включен п. 2-3, который определяет:

а) круг лиц, которые могут являться участниками торгов ценными бумагами помимо лиц, указанных в ч. 1 ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг, при совершении сделок от своего имени и за свой счет на организованном рынке после их допуска к торгам в порядке и на условиях, установленных организатором торговли ценными бумагами, в том числе фондовой биржей, среди которых:

— юрлица, являющиеся квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг, указанные в абз. 4 — 12 ч. 1 ст. 53-1 Закона о рынке ценных бумаг, при наличии в штате работника, имеющего действующий квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг первой категории, заключившие с клиринговой организацией договор об оказании услуг клиринговой организацией;

— физлица, являющиеся квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг, заключившие договор с клиринговой организацией;

— эмитенты при наличии в штате работника, имеющего действующий квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг первой категории, заключившие договор с клиринговой организацией;

б) перечень ценных бумаг, сделки с которыми на организованном рынке без посредничества профучастников вправе совершать вышеуказанные лица, среди которых:

— депозитарные облигации, структурные облигации и биржевые облигации (для вышеуказанных юр- и физлиц, являющихся квалифицированными инвесторами);

— ценные бумаги собственной эмиссии, за исключением акций, допущенные к обращению в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, в том числе фондовой биржи, после прохождения листинга (для вышеуказанных эмитентов).

2.5. Требования, предъявляемые к профучастникам-нерезидентам при совершении сделок с ценными бумагами.

Минфину предписано было определить требования, которым должны соответствовать юрлица-нерезиденты, имеющие право осуществлять профессиональную деятельность по ценным бумагам в соответствии с иностранным правом для совершения сделок с ценными бумагами на белорусской фондовой бирже (ч. 2 подп. 1.16 п. 1 Указа N 277). В развитие указанной нормы установлены соответствующие требования к указанным лицам (п. 2-4 Инструкции N 76). Также напомним, что профучастники-нерезиденты при совершении сделок с ценными бумагами вправе совершать такие сделки без (ч. 2 подп. 1.16 п. 1 Указа N 277):

открытия обособленного структурного подразделения иностранного юрлица на территории Республики Беларусь в форме филиала;

наличия лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, предоставленной Минфином.

2.6. Перечень информации, направляемой уполномоченным субъектам при покупке либо скупке акций.

При направлении лицами, указанными в п. 13 — 16 Инструкции N 76, если при этом такие лица являются физлицами или ИП, письменного сообщения с приложением текста опубликованного (объявленного) предложения о покупке либо скупке акций, таким лицам в указанном сообщении следует указывать на свое согласие на обработку их персональных данных (п. 18, абз. 5 ч. 1 п. 19 Инструкции N 76). Данное нововведение обусловлено требованиями п. 3 ст. 4 Закона о защите персональных данных, предписывающего осуществлять обработку персональных данных, по общему правилу, только с согласия субъекта персональных данных.

Отметим, что Инструкция N 76 не содержит формы указанного согласия, в связи с чем вышеуказанным лицам следует руководствоваться нормами ст. 5 Закона о защите персональных данных, а также формой согласия на обработку персональных данных, разработанной НЦЗПД, размещенным на сайте.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex