Соглашение о денонсации СССР было подписано почти 30 лет назад – 8 декабря 1991 года. С тех пор выросло целое поколение людей, которые не знали всех «прелестей» жизни в СССР, и на подходе второе. Тем не менее многие с грустью ностальгируют по «славному» прошлому СССР, вспоминая отчего-то относительно сытые 70-е и первую половину 80-х годов прошлого века. Однако при этом совершенно забывают, какой ценой и с какими жертвами была построена эта относительная сытость.
Мы решили напомнить некоторые законы СССР в сфере трудового права, которые принимались в первой половине 40-х и действовали до середины 70-х годов ХХ века.
Поскольку все познается в сравнении, на наш взгляд, лаконичные нормы советского законодательства, которое касалось всего населения огромнейшей страны, как нельзя лучше характеризуют условия труда и положение трудящихся в этой стране.
Трудовое законодательство перед советско-германской войной
26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, который вступал в силу на следующий день – 27 июня 1940 года. Он назывался «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» (далее – Указ). Отметим, что до начала советско-германской войны оставался еще целый год.
Согласно п. 1 Указа продолжительность рабочего дня рабочих и служащих во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях увеличивалась (!).
Таблица 1
Продолжительность рабочего дня рабочих и служащих в 1940 году
Категория трудящихся | Продолжительность работы, ч | |
До 27.06.1940 | С 27.06.1940 | |
На предприятиях с 7-часовым рабочим днем | 7 | 8 |
На работах с 6-часовым рабочим днем (за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНК СССР) | 6 | 7 |
Для служащих учреждений | 6 | 8 |
Для лиц, достигших 16 лет | 6 | 8 |
Работа во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях переводилась с 6-дневной на 7-дневную неделю. При этом 7-й день недели – воскресенье – считался днем отдыха <*>. О 2-дневном отдыхе за год до начала войны можно было только мечтать.
Устанавливался запрет на самовольный уход рабочих и служащих с государственных, кооперативных и общественных предприятий и из учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое <*>. Говоря другими словами, работник не мог уволиться по собственному желанию.
Уход с предприятия (из учреждения) или переход с одного предприятия на другое (из одного учреждения в другое) мог разрешить только директор предприятия (начальник учреждения) <*>.
Уход рабочего (служащего) с предприятия (из учреждения) допускался только в трех случаях. Это разрешалось, если рабочий (служащий):
— не в состоянии выполнять прежнюю работу вследствие болезни или инвалидности, а администрация не может предоставить другую подходящую работу на том же предприятии (в учреждении). При этом болезнь (инвалидность) должна была подтверждаться письменным заключением врачебно-трудовой экспертной комиссии;
— вышел на пенсию и желает оставить работу;
— зачислен в высшее (среднее специальное) учебное заведение <*>.
Рабочие и служащие, самовольно ушедшие с государственных, кооперативных и общественных предприятий (из учреждений), подлежали уголовной ответственности. Наказание за указанное преступление – тюремное заключение на срок от 2 до 4 месяцев <*>.
Прогул без уважительной причины означал предание суду и по приговору суда карался исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев. Кроме того, из заработной платы удерживалось до 25% в пользу государства <*>.
Увольнение за прогул без уважительных причин было отменено за ненадобностью <*>.
Все дела о самовольном уходе и прогулах без уважительных причин поручалось рассматривать народным судам в 5-дневный срок. Приговоры по этим делам приводились в исполнение немедленно. Никаких обжалований и опротестований не предусматривалось <*>.
За уклонение от предания суду лиц, виновных в самовольном уходе с предприятия (из учреждения), и лиц, виновных в прогулах без уважительных причин, директора предприятий (начальники учреждений) должны были привлекаться к судебной ответственности. Аналогичное наказание предусматривалось и за прием на работу лиц, самовольно ушедших с предприятий (из учреждений).
Преамбула Указа гласила, что все эти меры инициировали советские профсоюзы. В тексте Указа так и написано черным по белому: «Согласно представлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов».
Трудовые отпуска для работников не предусматривались вовсе. В тексте Указа о них нет ни слова. Единственное исключение было сделано в отношении отпусков по беременности и родам для работников и служащих женского пола. Этим категориям трудящихся такие отпуска сохранялись в соответствии с действующим законодательством. Указ Президиума Верховного Совета был утвержден Верховным Советом СССР на седьмой сессии 7 августа 1940 года. Иными словами, народные депутаты проголосовали за него единогласно (или абсолютным большинством голосов).
Правительство СССР 26 июня 1940 года, реализуя на практике вышеназванный Указ, приняло Постановление № 1099 «О повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на 8-часовой рабочий день» (далее – Постановление № 1099).
В нем, в частности, предусматривалось сохранить без изменения дневные тарифные (учетные) ставки и месячные должностные оклады рабочих и служащих <*>, т.е. работать стали больше все без исключения, а заработная плата не выросла. При этом нормы выработки повышались, а сдельные расценки снижались пропорционально увеличению продолжительности рабочего дня <*>.
Реализация вышеназванного Постановления № 1099 возлагалась на народных комиссаров, директоров предприятий (начальников учреждений).
Подписал Постановление № 1099 Председатель Совнаркома СССР Вячеслав Молотов.
Однако это далеко не все новшества трудового законодательства СССР в предвоенном 1940 году. Ровно через две недели Президиум Верховного Совета СССР «порадовал» трудящиеся массы очередным Указом. Он был датирован 10 июлем 1940 года и назывался «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями».
Согласно этому Указу выпуск недоброкачественной или некомплектной промышленной продукции, а также выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов приравнивался к противогосударственным преступлениям, равносильным вредительству <*>. Ответственность за это несли руководители предприятий: директора, главные инженеры и начальники ОТК. В частности, устанавливалось, что за подобные преступления они подлежали уголовной ответственности, им грозило тюремное заключение сроком от 5 до 8 лет <*>. Прокурору СССР поручалось обеспечить неуклонное проведение в жизнь положений этого Указа <*>.
Исходя из этих трех документов можно сделать однозначный вывод, что СССР активно готовился к войне. К какой именно: оборонительной или наступательной – другой вопрос. Важно, что в этой войне суммарные потери живой силы со стороны СССР оценивают до 50 млн человек. И возникает принципиальный вопрос: зачем такая страна нужна, ради каких целей миллионы безвинных людей были принесены в жертву?
Трудовое законодательство во время войны
Из очередного Указа Президиум Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года следовало, что полностью исключить самовольный уход рабочих и служащих с предприятий военной промышленности не удалось.
С целью усиления ответственности рабочих и служащих, работающих на военных заводах, был принят новый Указ, который назывался «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий».
Так, все рабочие и служащие предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии), в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, считались на период войны мобилизованными и закреплялись для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают <*>. Эта норма в равной степени касалась как мужчин, так и женщин.
Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий вышеуказанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривался как дезертирство, и лица, виновные в самовольном уходе (дезертирстве), карались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет <*>.
Таким образом, за полтора года (со времени принятия предыдущего Указа) наказание за самовольный уход с предприятия увеличилось с 2–4 месяцев до 5–8 лет. Иными словами, оно выросло в 24–30 раз.
Дела о лицах, виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий вышеуказанных отраслей промышленности, должны были рассматриваться военными трибуналами. Подписал этот Указ Председатель Президиума Верховного Совета СССР – горячо любимый в народе Михаил Иванович Калинин. Кстати, площадь его имени есть и в городе-герое Минске.
Трудовое законодательство для колхозников
В начале весны 1942 года Совнарком СССР констатировал, что обязательный минимум трудодней для трудоспособных колхозников, установленный в 1939 году, подавляющим большинством колхозников и колхозниц уже выполняется и перевыполняется. Поэтому Правительство СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление от 13 апреля 1942 года № 508 «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» (далее – Постановление № 508). Согласно этому документу для каждого трудоспособного колхозника и колхозницы было решено повысить на время войны обязательный минимум трудодней в году.
Таблица 2
Норма трудодней для различных территорий СССР
Территория, на которой действовала норма | Норма трудодней, дн. |
Хлопковые районы | 150 |
Московская, Ленинградская, Ивановская, Ярославская, Горьковская, Калининская, Вологодская, Тульская, Рязанская, Смоленская, Архангельская, Мурманская, Кировская, Молотовская, Свердловская, Читинская области, Хабаровский край, Приморский край, Карело-Финская ССР, Коми, Марийская и Якутская АССР, высокогорные зерновые и животноводческие районы по списку Наркомзема СССР | 100 |
Все остальные районы СССР | 120 |
Кроме этого совнаркомам союзных (автономных) республик, крайисполкомам (облисполкомам) предоставлялось право в пределах 20% повышать (понижать) для отдельных районов (в зависимости от местных условий) количество трудодней, подлежащих выработке по периодам сельскохозяйственных работ <*>.
Для подростков – членов семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет обязательный минимум трудодней в году составлял не менее 50. Колхозам предписывалось выдать подросткам трудовые книжки и учитывать отдельно выработанные ими трудодни <*>.
Трудоспособные колхозники, не выработавшие без уважительных причин обязательного минимума трудодней по периодам сельскохозяйственных работ, подлежали преданию суду. По приговору народного суда они карались исправительно-трудовыми работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием из оплаты трудодней до 25% от заработанного в пользу колхоза.
Трудоспособные колхозники и колхозницы, не выработавшие в течение года обязательного минимума трудодней, должны были считаться выбывшими из колхоза, теряли права колхозника и лишались приусадебного участка <*>. Это означало не что иное, как лишение сельских жителей средств к существованию и грозило им голодной смертью.
Дела относительно преступлений колхозников народные суды должны были рассматривать не более чем в 10-дневный срок. Приговоры по этим делам следовало приводить в исполнение немедленно <*>.
Председатели правлений колхозов и бригадиры, которые уклонялись от предания суду трудоспособных колхозников, не вырабатывающих минимума трудодней, сами подлежали привлечению к судебной ответственности <*>.
Этот документ подписал лично Председатель Совнаркома СССР Иосиф Сталин.
Однако сельхозпродукции все равно не хватало, поэтому было решено на помощь колхозам направить трудоспособное население городов и сельской местности, не занятое на предприятиях промышленности и транспорта. Одновременно с предыдущим постановлением Правительство СССР приняло еще один документ – Постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» (далее – Постановление № 507).
Совнаркомы союзных (автономных) республик, краевые и областные исполкомы были наделены правом привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ 1942 года в порядке мобилизации на работу в колхозы (совхозы, МТС):
— трудоспособное население городов и сельской местности, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта;
— часть служащих государственных, кооперативных и общественных учреждений, в первую очередь из органов Наркомзема и Наркомсовхозов. Однако это разрешалось делать не в ущерб работе учреждений;
— учащихся 6–10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, студентов техникумов и вузов.
Исключение из этого правила было сделано только для студентов выпускного курса вузов <*>.
Мобилизации на сельскохозяйственные работы из числа трудоспособного населения и служащих подлежали лица мужского пола в возрасте от 14 до 55 лет и лица женского пола от 14 до 50 лет <*>.
От мобилизации освобождались женщины, имеющие грудных детей, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет. Последние – только в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уход за малолетними детьми <*>.
Продолжительность рабочего дня для учащихся школ на сельскохозяйственных работах устанавливалась от 6 до 8 ч в зависимости от их возраста и характера работы <*>.
Для лиц, уклоняющихся от мобилизации на сельскохозяйственные работы или самовольно ушедших с работы, предусматривалась уголовная ответственность и принудительные работы по месту жительства на срок до 6 месяцев по приговору народного суда. При этом из заработной платы удерживалось до 25% <*>. Это правило не распространялось на учащихся 6–10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, студентов техникумов и вузов.
Эти нормы работали всю войну и многие из них были отменены только после войны.
Напомним, что только через 20 с лишним лет после войны, а именно 7 марта 1967 года, Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС была введена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями <*>. В 1977 году Конституция СССР закрепила 41‑часовую рабочую неделю. При этом выдача паспортов постоянным жителям сельской местности предусматривалась только с 1 января 1976 года <*>. До этого момента они проживали без паспортов <*>.
Это означало, что сельские жители только с 1 января 1976 года смогли свободно передвигаться по стране и выбирать место жительства (место работы).
БССР, празднование 1 мая 1978 года, счастливые сельские жители встречают праздник труда. (Фото из личного архива автора).
В заключение приведем еще один документ, который был принят уже в конце войны, – Постановление Совнаркома СССР от 30 июня 1944 года № 808 «О наложении штрафа за нарушение правил по охране труда и технике безопасности».
Этот краткий документ предоставлял право подвергать лиц, виновных в нарушении правил по охране труда и технике безопасности, денежному штрафу в размере до 500 рублей. Штраф взимался в бесспорном порядке из заработной платы работника <*>. Право наложения штрафа предоставлялось главным техническим инспекторам ЦК профсоюзов по списку, утвержденному Совнаркомом СССР по представлению ВЦСПС.
***
Наши комментарии по ходу статьи были предельно краткими, потому что в данном случае положения трудового законодательства говорят сами за себя.