В настоящее время Республика Беларусь усилила таможенный контроль с сопредельными странами.

Определение термина «таможенный контроль» дано в подп. 41 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТмК ЕАЭС). Так, под таможенным контролем законодатель понимает совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Принимая во внимание содержание данного определения, можно сделать следующие выводы:

— таможенный контроль вправе проводить только таможенные органы;

— целью таможенного контроля является проверка и (или) обеспечение соблюдения законодательства;

— таможенный контроль затрагивает исключительно положения международного и национального законодательства в таможенной сфере.

При перемещении через таможенную границу объектами таможенного контроля являются товары и таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах.

Субъектами таможенного контроля являются как юридические, так и физические лица. При этом таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу ЕАЭС, в целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

При проведении таможенного контроля таможенный орган использует определенные формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.

Перечень форм таможенного контроля является исчерпывающим и закреплен в положениях ст. 322 ТмК ЕАЭС (например, проверка таможенных и иных документов и (или) сведений; таможенный досмотр).

В свою очередь, перечень мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, является открытым. Данные меры указаны в ст. 338 ТмК ЕАЭС (например, проведение устного опроса) и могут в том числе устанавливаться национальным законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В частности, в Республике Беларусь порядок проведения формы таможенного контроля «таможенная проверка» (за исключением камеральных) в части, не урегулированной таможенным законодательством ЕАЭС, устанавливается Указом о совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.

Исходя из содержания положений таможенного законодательства ЕАЭС и Республики Беларусь, можно сделать вывод, что таможенный контроль проводится таможенными органами постоянно. При этом при проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов.

В то же время при проведении таможенного контроля и определении объектов, форм таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и используют систему управления рисками <*>. Система управления рисками формируется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В Республике Беларусь стратегию и тактику применения системы управления рисками определяет Правительство Республики Беларусь (принято постановление Совмина от 27.05.2014 № 509), а порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК) (принят приказ ГТК от 18.05.2015 № 235-ОД «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь»).

Следует обратить внимание, что при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов (полагаем, руководствуясь определением термина «таможенный контроль» выше, здесь также идет речь о законодательстве в сфере таможенного регулирования).

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что для целей исключения либо минимизации временных задержек при пересечении таможенной границы, связанных с проведением таможенного контроля, субъектам хозяйствования и физическим лицам необходимо обладать информацией об объектах, в отношении которых осуществляется таможенный контроль. Данную информацию можно получить из системы управления рисками (о профилях риска) либо из международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Однако необходимо обратить внимание, что информация, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам <*>.

Таким образом, субъекты хозяйствования и физические лица вынуждены следить за изменениями международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании в целях установления объектов таможенного контроля.

В то же время Евразийская экономическая комиссия и таможенные органы Республики Беларусь осуществляют информирование о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования путем размещения их соответственно на официальном сайте ЕАЭС и таможенных органов, а также путем доведения информации о них до общего сведения посредством телевидения и радио, использования информационных технологий, а также иными общедоступными способами распространения информации.

Информирование об актах законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании осуществляется путем их обнародования (опубликования) в официальных периодических печатных изданиях в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также путем доведения информации о них до всеобщего сведения по телевидению и радио, посредством иных способов распространения информации, в том числе через официальные сайты таможенных органов в глобальной компьютерной сети Интернет. Также используются устные разъяснения и объявления, информационные стенды, табло, буклеты и иные печатные материалы, а также видео-, аудио- и другие технические средства, применяемые для распространения информации, в том числе для общедоступного и бесплатного ознакомления, в следующих местах:

— в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;

— в аэропортах, портах, на железнодорожных и автомобильных станциях;

— в автомобильных и железнодорожных транспортных средствах, на борту водных и воздушных судов, выполняющих международные перевозки пассажиров;

— в зонах таможенного контроля и иных местах, определяемых таможенными органами.

Кроме того, ГТК обеспечивает информирование о подготавливаемых проектах законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь через официальный сайт ГТК и (или) средства массовой информации (за исключением проектов, предварительное уведомление о которых будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности).

Отдельно следует обратить внимание, что ряд субъектов освобождается от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля. Перечень таких субъектов и формы таможенного контроля, от которых они освобождаются, определены в ст. 321 ТмК ЕАЭС (например, таможенному досмотру не подлежит личный багаж членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, если указанные лица пересекают таможенную границу ЕАЭС в связи с исполнением служебных обязанностей).

Принимая во внимание изложенное, можно сделать следующие выводы:

— таможенный контроль осуществляется постоянно, но с применением принципа выборочности и системы управления рисками;

— таможенный контроль затрагивает исключительно положения международного и национального законодательства в таможенной сфере;

— для целей исключения либо минимизации временных задержек при пересечении таможенной границы, связанных с проведением таможенного контроля, субъектам хозяйствования и физическим лицам необходимо отслеживать изменения международного и национального законодательства в таможенной сфере.