Вопрос: В 2022 г. организация вычисляла вес упаковки импортного товара для расчета платы за сбор отходов на основе веса товара, указанного в таможенной декларации. Можно ли этот метод применять в 2023 г. с учетом обновленного постановления N 388?

Ответ: Вычислять вес упаковки исходя из веса брутто и нетто товара, отраженного в таможенной декларации, можно и в 2023 г. Но лишь в том случае, если в последней приводятся сведения об этой упаковке.

Обоснование: Организации надо рассчитать и внести плату за упаковку товара, ввезенного из-за пределов Беларуси, если она поименована в перечне, который установлен Совмином. По такой упаковке обязанность появляется (п. 1, 2 ст. 20 Закона N 271-З; подп. 1.2 п. 1 постановления N 388; абз. 3 ч. 4 п. 3 Положения о плате N 388):

— либо на дату выпуска ввезенного товара в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления (код 40), реимпорта (код 60);

— либо на дату принятия товара на учет, если таможенное декларирование и выпуск не производятся.

Чтобы рассчитать плату по упаковке ввезенного товара, нужно перемножить вес упаковки и размер платы, действующий на дату возникновения обязанности (п. 2, ч. 1, 2 п. 3 Положения о плате N 388).

Примечание
Вид товаров и упаковки определяется двумя способами: исключительно по коду ТН ВЭД ЕАЭС либо (в определенных случаях) по коду и краткому наименованию (подстрочные примечания <*>, <**> к Перечню).

Ставку платы по упаковке ввезенных товаров определяют по перечню, который содержится в приложении 4 к постановлению N 388, а вес упаковки — любым доступным способом, в том числе исходя из сведений, приведенных в договоре и (или) сопроводительных документах (CMR, инвойс, накладная, счет-фактура, упаковочный лист и т.п.). Но бывает, что соответствующие данные в них отсутствуют, при этом дополнительно получить необходимую информацию у поставщика или производителя товаров не представляется возможным. Полагаем, в такой ситуации действия организации будут зависеть от ряда факторов. Например, от того, известен ли ей вес товаров в упаковке и без упаковки, в какие виды упаковки затарены товары.

В частности, по разъяснениям оператора вторресурсов вес упаковки можно определить расчетным путем. Скажем, отталкиваясь от веса товаров, обозначенного в сопроводительных документах, например в графах 35 «Вес брутто (кг)» и 38 «Вес нетто (кг)» таможенной декларации. Для этого из веса брутто (масса упаковки и продукции в ней) нужно вычесть вес нетто (масса продукции в первичной упаковке, т.е. вес товара без учета упаковки) (подстрочное примечание <*> к п. 6 Положения об отчете N 388).

Пример исчисления веса упаковки расчетным методом

Организация импортирует товары, не включенные в перечень. Они ввозятся в картонных коробках (код ТН ВЭД ЕАЭС 4819 10 000 0), в отношении которых возникает обязанность по сбору отходов. Собственной системы сбора и оснований для применения льготы нет. В графах таможенной декларации, в частности, указано:

35 «Вес брутто (кг)» — 1120 кг (вес товара в картонной упаковке);

38 «Вес нетто (кг)» — 1000 кг (вес без упаковки);

31 «Грузовые места и описание товаров» (под номером 2) — картонные коробки.

В рассматриваемом случае вес упаковки можно определить расчетным путем на основании весовых данных, отраженных в таможенной декларации. В результате общий вес картонных коробок составит 0,12 т ((1120 кг — 1000 кг) / 1000 кг).

Описанный способ можно применять тогда, когда в графе 31 (под номером 2) таможенной декларации указан вид упаковки, по которому рассчитывается плата. Но так бывает не всегда. Случается, что товар затаривается в несколько видов упаковки и перевозится на поддонах. В подобных ситуациях в графе 31 (под номером 2) таможенной декларации будут указываться поддоны и разность брутто и нетто покажет не чистый вес индивидуальной упаковки товара, а общий вес всех упаковок вместе с поддонами (все зависит от специфики товара) (абз. 15 (после таблицы) подп. 29 п. 15 Порядка N 257).

В этом случае вес упаковки определяют другим способом. Например, взвешивают образец, в качестве которого берут упаковку либо товар, ввезенный в этой упаковке, и исходя из веса единицы вычисляют общее количество ввезенной упаковки.

Таким образом, вес упаковки определяется в индивидуальном порядке с учетом имеющихся данных.

По нашему мнению, результат и способ расчета стоит фиксировать в отдельном документе оперативного учета. Допустим, в акте определения веса для целей расчета платы за сбор отходов. Поскольку ПУД он не является, организация самостоятельно решает, какую информацию в нем отражать. На основании данного документа уполномоченный работник может затем рассчитывать сумму платы за сбор отходов (ст. 10 Закона N 57-З, постановление N 360).

В ситуации, когда расчет платы и определение веса выполняет одно лицо, полагаем, можно составить один ПУД. Утвержденной формы такого документа нет. Организация должна разработать его сама, предусмотрев все обязательные реквизиты. Обычно для этих целей используют бухгалтерскую справку.

Разработанную форму справки следует включить в учетную политику в качестве приложения (абз. 4 ч. 1 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex