Сергей Чеславович Белявский,
директор юридической фирмы ООО «Экономические споры»,
медиатор, председатель третейского суда «Экономические споры
Марина Викторовна Кобринец,
юрист
Защитить деловую репутацию можно в суде. Однако прежде следует убедиться, что отзыв клиента соответствует критериям для признания порочащим деловую репутацию и не является выражением субъективного мнения.
Приятно получать положительные отзывы о проделанной работе. Однако что делать, если в интернете появился отрицательный отзыв? Можно ли обязать клиента его удалить? Стоит ли обращаться в суд с таким требованием, защищая деловую репутацию?
Для начала разберемся, какие сведения считаются порочащими деловую репутацию. С точки зрения хозяйственного права это сведения, которые одновременно
— имеют предосудительный характер (например, сведения о нарушении законодательства, недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, о нарушении этики делового оборота);
— не соответствуют действительности;
— являются дискредитирующими (подрывают доверие, порочат деловую репутацию, негативно влияют на хозяйственную деятельность лица);
— сообщаются неопределенному кругу лиц.
При обращении за защитой нарушенного права в суд нужно проверить наличие всех указанных признаков в совокупности.
Рассматривая дело, суд будет оценивать, не имеет ли отзыв субъективного характера. Может, клиент просто выражает свое мнение об организации, оказавшей услугу. Если это так, суд откажет в требованиях. Право выражать свое мнение гарантирует Конституция. И это мнение не обязано быть исключительно положительным.
Пример
Исполнитель выполнил дизайн-проект интерьера, который заказчику не понравился. Он оставил негативный отзыв на странице исполнителя в интернете. Исполнитель через суд потребовал признать сведения не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию, обязать заказчика опубликовать опровержение и возместить моральный вред.
Суд счел отзыв отражением субъективного мнения клиента о недостатках, допущенных при оказании услуги. Частично отзыв соответствовал действительности. В частности, заказчик считал, что получил черновые листы с рукописными пометками исполнителя и неправильными размерами. В свою очередь, исполнитель это воспринимал как дизайн-проект, точные размеры которого будут уточняться в процессе строительства.
В удовлетворении иска суд отказал. Вышестоящие инстанции оставили это решение в силе.
Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 26.05.2021 по делу N 418-25/А/А/К.
Приведенный пример иллюстрирует субъективность восприятия одной и той же ситуации. Суды исходят из того, что мнение не обязательно должно быть исключительно положительным.
Таким образом, нельзя обязать удалить отзыв, который выражает субъективное мнение клиента. Оно имеет оценочный характер и право на существование.
Отзыв — даже негативный — лучше воспринимать как вызов. Он выявляет пробелы и заставляет выходить на новый, более высокий уровень обслуживания. Поэтому не стоит сгоряча бросаться на обиженного клиента или игнорировать его отрицательный отзыв. Умение выйти из сложной ситуации и сделать недовольного клиента благодарным дорогого стоит.