Постановление Пленума Верховного Суда N 9 «О принятии искового заявления (заявления, жалобы), возбуждении производства и подготовке экономических дел к судебному разбирательству» вступило в законную силу 28.09.2017. В данном постановлении получило развитие право на подачу искового заявления (заявления, жалобы) в электронном виде.

Несмотря на то что система электронного судопроизводства введена в ХПК в 2011 году, полноценно она начала работать только с 15.08.2017 в связи с запуском в тестовую эксплуатацию электронных сервисов E-court на сайте Верховного Суда.

Доступ к данному ресурсу предоставляется при условии регистрации и авторизации в системе E-court «Электронное судопроизводство». Зарегистрироваться может как физическое, так и юридическое лицо.

Сервис, наряду с другими возможностями, позволяет подавать в суд, рассматривающий экономические дела, обращения, перечисленные в ч. 1 ст. 7 ХПК, в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на интернет-портале.

Таким образом, с помощью сервиса пользователь, используя персональный компьютер, может подать в суд любой процессуальный документ — иск, жалобу, заявление, ходатайство. При этом основные требования к компьютеру просты:

— операционная система Microsoft Windows XP/Vista/7/8/10;

— офисный пакет приложений Microsoft Office 2007 и выше;

— современный веб-браузер и подключение к сети Интернет на скорости не менее 256 Кбит/с.

Алгоритм подачи документов в электронном виде

Шаг 1. Регистрация и последующая авторизация пользователя осуществляются посредством вкладки «Личный кабинет», где указываются Ф.И.О., логин и контактные данные (телефон и электронный адрес). Чтобы подать процессуальное обращение, пользователю необходимо войти в раздел «Картотека обращений» и сформировать запрос.

Вкладка «Картотека обращений» состоит из двух подразделов: «Первичное обращение» и «Обращение по имеющемуся делу». Информация заполняется пошагово.

В подразделе «Первичное обращение» программа предлагает виды обращений, список судебных учреждений, возможность заполнения информации о лицах, участвующих в деле, и перечень прикрепляемых документов.

Во вкладке «Обращение по имеющемуся делу» на странице появляются поля для выбора дела. Доступна связь с категориями «Дела текущего пользователя» (связь с делом из раздела «Картотека дел») и «Связь с другим делом» (связь с делом из базы данных судов общей юрисдикции).

Чтобы связать обращение с делом из картотеки, необходимо в выпадающем списке выбрать дело и нажать кнопку «Далее». Чтобы связать обращение с делом из базы данных судов общей юрисдикции, необходимо развернуть форму поиска и заполнить поля (суд, номер дела, УНП одного из участников).

Шаг 2. На втором этапе следует выбрать тип формируемого обращения.

Шаг 3. и Шаг 4. На данном этапе предлагается выбрать суд, которому адресуется обращение, и информацию о лицах, участвующих в деле (перечень задает программа, в соответствии с этим отображается набор полей, обязательных для заполнения и помеченных знаком «*»).

Шаг 5. Прикрепление электронных копий необходимых документов. Перечень документов определяет программа в зависимости от типа обращения. Каждый документ должен прикрепляться в виде отдельного файла. Отсканированный — содержать все признаки подлинности (графическая печать, штамп, исходящий номер, дата обращения и т.д.). Текст документа должен быть машинописным. Отсканированный — не иметь защиты от копирования и печати, а также содержать интерактивные элементы.

К сведению
Прикрепляемые файлы должны создаваться путем сканирования оригиналов документов (масштаб — 1:1, формат — pdf, качество — не менее 300 dpi). Имя файла должно позволить идентифицировать документ и количество страниц в нем. Например, выглядеть так: договор купли-продажи от 07.11.1997 7 л.
Пользователям предоставлена возможность прикрепить неограниченное количество документов одного типа. Однако при несоблюдении требований к их форме в регистрации обращения может быть отказано с пометкой: «Несоблюдение требований к прикрепляемым файлам».

Мастер формирования обращения позволяет на любом этапе сохранить его черновик, а также редактировать, после того как программа проверит заполнение обязательных сведений.

После регистрации обращения канцелярией суда соответствующие сведения появятся в разделе «Картотека дел». В нем представлен перечень дел, с которыми связано хотя бы одно зарегистрированное обращение картотеки обращений. Форма детализации содержит информацию обо всех обращениях, созданных всеми пользователями и связанных с ними.

Информация о ходе обработки отправленных обращений будет аккумулироваться в разделе «Уведомления» и дублироваться сообщениями на адрес электронной почты, указанный при регистрации.

Датой отправки обращения в суд считается дата, указанная в столбце «Дата отправки» в личном кабинете. Датой поступления обращения в суд считается дата регистрации. При направлении обращения в выходной либо праздничный день, а также в нерабочее время регистрация осуществляется в первый рабочий день, следующий за днем подачи.

Прием, учет и регистрация обращений, поступивших в электронном виде, осуществляются в порядке, предусмотренном для документов на бумажном носителе.

При подготовке дела к судебному разбирательству суд может дополнительно истребовать документы (либо их копии) на бумажном носителе для выполнения задач, установленных ст. 168 ХПК.

Безусловно, по мере использования электронного судопроизводства этот сервис будет дорабатываться и расширяться. Но сегодня очевидно одно: данный ресурс отвечает реалиям и позволяет экономить время и деньги участников процесса.

Пользователями системы электронного сервиса E-court могут быть только лица, использующие электронную цифровую подпись согласно Закону об электронном документе и электронной цифровой подписи. Подробная информация о порядке получения и функционирования средств электронной цифровой подписи есть на сайте.

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex