При принятии груза выявился факт его повреждения. Страховщик груза выплатил выгодоприобретателю (грузополучателю) страховое возмещение в размере стоимости ремонта груза. В порядке суброгации взыскал со страховщика перевозчика возмещение в виде ущерба. Позже страховщик груза направил претензию с требованием уплатить пени за нарушение срока страховой выплаты. Страховщик перевозчика в удовлетворении требования отказал, тогда страховщик груза подал иск.

Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в силу положений ст. 355, 855 ГК; п. 46, 60 Правил N 73 добровольного страхования ответственности и расходов перевозчика (согласно КДПГ ) (далее — Правила N 73) страховщик, к которому в порядке суброгации перешло право требования к лицу, ответственному за причинение вреда, не является субъектом страхования. В свою очередь, страховщик перевозчика не является лицом, ответственным за причинение вреда. Таким лицом является перевозчик.

Справочно
С текстом Правил N 73 можно ознакомиться на сайте БРУСП «Белгосстрах» в разделе «Правила страхования».

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда пришла к следующим выводам.

Если законодательство или договор не предусматривают иного, право первоначального кредитора переходит к новому в объеме и на условиях, существовавших к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты (ст. 355 ГК).

Если договор имущественного страхования и страхования ответственности не предусматривает иного, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (п. 1 ст. 855 ГК).

Таким образом, объем права требования, перешедший к страховщику груза от выгодоприобретателя (грузополучателя), ограничивается пределами выплаченной данному лицу суммы — т.е. законодательство предусматривает иное.

Переход права требования по ст. 855 ГК осуществляется с соблюдением правил, регулирующих отношения между грузополучателем (страхователем) и ответственным за убытки лицом (перевозчиком). Взаимоотношения страховщика груза и перевозчика осложняются наличием договора страхования ответственности, требования в рамках которого предъявляются с соблюдением правил, регулирующих порядок выплаты по такому договору, и в пределах установленного лимита ответственности.

Выгодоприобретатель — лицо, которому в результате перевозки груза на условиях КДПГ причинен вред, в том числе грузоотправитель, грузополучатель, собственник груза, экспедитор (ч. 1 п. 4 Правил N 73).

Субъекты страхования — страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, т.е. страховщик перевозчика, перевозчик, выгодоприобретатель (грузополучатель) (п. 2 Правил N 73).

Страховщик груза, возместивший убытки, причиненные перевозчиком, предъявляя требование к страховщику перевозчика, не становится субъектом страхования по Правилам N 73 и реализует перешедшее к нему право в пределах выплаченной суммы страхового возмещения.

Страховщик несет ответственность, предусмотренную законодательством, за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязательств. За просрочку страховой выплаты уплачивает страхователю (выгодоприобретателю) пени (п. 67 Правил N 73).

В данном случае положения правил страхования об ответственности страховщика за ненадлежащее исполнение обязательств по договору добровольного страхования не распространяются на требования, предъявляемые страховщиками в порядке суброгации, поскольку указанный вид ответственности — договорной. Предмет спора — не взыскание страхового возмещения, а возмещение ущерба в порядке суброгации.

Следовательно, к страховщику груза не переходит право требования пеней за просрочку выплаты страхового возмещения.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex