С учетом практики рассмотрения жалоб на действия временных (антикризисных) управляющих (далее — управляющие) и их привлечения к административной ответственности хотелось бы обратить внимание на права кредиторов в рамках исполнения управляющими своих обязанностей в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Основная цель статьи — систематизация знаний управляющих, повышение их профессионального уровня, профилактика административных правонарушений, а также сокращение количества жалоб со стороны кредиторов.

1. Компетенция собрания (комитета) кредиторов

В Законе от 13.07.2012 N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) напрямую права кредиторов не прописаны.

В производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) интересы всех кредиторов представляет собрание или комитет кредиторов.

Компетенция собрания (комитета) кредиторов, порядок его созыва и принятия им решений закреплены в ст. 55 — 61 Закона о банкротстве.

Иные вопросы, отнесенные к компетенции собрания (комитета) кредиторов, включают:

принятие решения о проведении повторной оценки имущества должника <*>;

согласование продажи предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должника <*>;

согласование крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность управляющего <*>;

согласие на совершение сделок, влекущих новые денежные обязательства должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после открытия конкурсного производства, превышает двадцать процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, за исключением сделок, предусмотренных планом санации должника <*>;

согласование решений управляющего, влекущих увеличение расходов должника <*>;

согласование увеличения численности и штата работников, заключение новых трудовых договоров (контрактов) и коллективного договора <*>;

одобрение начальной цены имущества должника, выставляемого на торги, определенной по результатам оценки <*>;

определение начальной цены продажи дебиторской задолженности должника на аукционе <*>;

принятие решения о выставлении имущества должника, не проданного на первых торгах, на повторные торги, если иное не предусмотрено планом санации <*>;

согласие на снижение начальной цены имущества, выставляемого на повторные торги, более чем на 10 процентов <*>;

принятие решения о продаже имущества должника, не проданного на аукционах, конкретному покупателю на основании заключенного договора купли-продажи <*>.

Порядок получения информации от управляющего в целях контроля за действиями управляющего предусмотрен, в частности, ст. 99, 116, 133, 148 Закона о банкротстве. В соответствии с указанными нормами управляющий обязан представлять собранию (комитету) кредиторов:

— отчет об использовании денежных средств должника по требованию комитета кредиторов;

— отчет об имуществе должника не позднее 15 дней после проведения первого общего собрания кредиторов;

— ежеквартальный отчет о своей деятельности в процессе санации;

— ежемесячный отчет в процессе ликвидационного производства.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 90 Закона о банкротстве управляющий обязан по требованию кредитора или его полномочного представителя в течение пяти дней со дня получения такого требования направить этому кредитору или по заявлению кредитора его полномочному представителю выписку из реестра требований кредиторов, содержащую информацию о размере и очередности удовлетворения указанных требований.

2. Представление информации кредиторам

Более половины жалоб кредиторов поступают в управление по санации и банкротству по городу Минску и Минской области Министерства экономики Республики Беларусь по причине неполучения от управляющего отчетов о своей деятельности, либо отражения управляющим в указанных отчетах неполной информации, либо вообще нерассмотрения управляющим запроса конкретного кредитора.

Вместе с тем согласно абз. 16 ч. 1 ст. 77 Закона о банкротстве управляющий с момента его назначения обязан представлять в соответствии с Законом о банкротстве информацию кредиторам.

Порядок и случаи представления информации кредиторам предусмотрены Законом о банкротстве, и, исходя из анализа указанных выше норм, управляющий обязан представлять отчеты о своей деятельности именно собранию (комитету) кредиторов, а не отдельному кредитору (исключением является обязанность управляющего направлять по запросу конкретного кредитора выписки из реестра требований кредиторов).

В соответствии со ст. 133, 148 Закона о банкротстве управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов, а в случае его отсутствия — собранию кредиторов:

отчет о своей деятельности и хозяйственной (экономической) деятельности должника, включая копию реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;

информацию об имуществе должника на дату открытия ликвидационного производства и на дату соответствующего отчетного периода ликвидационного производства;

по требованию собрания (комитета) кредиторов иную необходимую информацию.

При представлении в экономический суд отчетов о своей деятельности и хозяйственной (экономической) деятельности должника управляющий прилагает к ним документы, подтверждающие:

движение по основному счету должника в период процедуры ликвидационного производства;

реализацию имущества должника;

взыскание дебиторской задолженности;

перечень внеочередных платежей.

При анализе отчетов управляющих установлено, что в 70% случаев указанная выше информация не отражается, необходимые документы не прикладываются, что влечет большое количество жалоб как со стороны кредиторов, так и со стороны экономических судов.

Обратите внимание!
Управляющему необходимо обеспечить контроль за своевременным представлением своих отчетов, а также разработать форму отчетов, предусмотрев в них указанную выше информацию. Если за отчетный период управляющим не производилось удовлетворение требований кредиторов, реализация имущества должника либо не осуществлялись внеочередные платежи, в соответствующем отчете необходимо прямо указывать об этом. Кредиторам на первом собрании кредиторов следует четко сформулировать в протоколе собрания кредиторов, какую иную информацию по требованию собрания (комитета) кредиторов управляющий должен отражать в своем отчете, в какой форме отчитываться (устно или письменно), а также необходимо ли высылать свой отчет каждому кредитору по электронной почте либо ежемесячно созывать собрание (комитет) кредиторов для заслушивания отчета управляющего.

В случае когда управляющие не рассматривают обращения отдельных кредиторов, последние имеют право обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением о нарушении требований Закона от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

3. Опубликование сведений о банкротстве и их включение в Единый государственный реестр сведений о банкротстве

Часть 4 ст. 21 Закона о банкротстве предусматривает, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве, включаются в Единый государственный реестр сведений о банкротстве.

Кроме того, согласно ч. 8 ст. 21 Закона о банкротстве при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) обязательному опубликованию подлежат в том числе сведения об изменении опубликованных сведений (изменение даты проведения собрания кредиторов), а также иные сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, а именно:

управляющий принимает меры по опубликованию необходимой информации о первом собрании кредиторов в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве <*>;

сообщение о собрании кредиторов по защите требований, а также о месте ознакомления с предъявленными требованиями и выдвинутыми возражениями в целях уведомления экономического суда, должника и кредиторов передается управляющим в печатные средства массовой информации и публикуется в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве не позднее десяти дней до даты проведения собрания <*>;

в сообщении, подготовленном для опубликования на основании определения об открытии конкурсного производства, кроме сведений, предусмотренных абз. 2 — 4 ч. 9 ст. 21 Закона о банкротстве, указываются срок предъявления требований кредиторов, время и место проведения первого общего собрания кредиторов (если это установлено в определении об открытии конкурсного производства), иные сведения, имеющие значение для проведения конкурсного производства <*>;

извещение о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве размещается в Едином государственном реестре сведений о банкротстве <*>;

сообщение о возобновлении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в случае недействительности мирового соглашения представляется управляющим для опубликования в печатных средствах массовой информации и в Едином государственном реестре сведений о банкротстве в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве <*>.

На основании перечисленных выше обязанностей управляющего по опубликованию сведений об экономической несостоятельности (банкротстве) кредиторы имеют право отслеживать сроки предъявления требований кредиторов и проведения собраний кредиторов, проведения торгов и др.

4. Проведение собрания кредиторов

Согласно ч. 7 ст. 55 Закона о банкротстве собрание кредиторов независимо от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на нем, правомочно при условии, что о дате, времени, месте и цели проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном для проведения собрания кредиторов месте в назначенное время.

Таким образом, при подготовке к проведению собрания кредиторов управляющему необходимо при направлении соответствующих уведомлений кредиторам в обязательном порядке указывать повестку собрания кредиторов.

При этом собрание кредиторов имеет право внести в повестку созываемого собрания кредиторов иные интересующие их вопросы. При отказе управляющего внести в повестку собрания кредиторов иные вопросы кредиторы вправе направить соответствующее заявление о разногласиях с управляющим в экономический суд в рамках ст. 54 Закона о банкротстве.

5. Оформление результатов собрания кредиторов

В соответствии с ч. 4 ст. 55 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляется управляющим под контролем экономического суда. Согласно ч. 4 ст. 57 Закона о банкротстве решение собрания кредиторов оформляется протоколом, который составляется в двух экземплярах. К протоколу, направляемому в экономический суд, должны быть приложены:

реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

материалы, представленные участниками собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документы, являющиеся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате, времени и месте проведения собрания кредиторов;

лист регистрации участников собрания кредиторов;

иные документы по усмотрению управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

С учетом указанных выше норм управляющему предоставлено право самостоятельно определять порядок организации, проведения и, как следствие, оформления протокола собрания кредиторов. На практике возникали ситуации, когда кредиторы согласно протоколу собрания кредиторов проголосовали за согласование дополнительных расходов должника, но из-за утери листа регистрации кредиторов, а также отсутствия секретаря при ведении соответствующего собрания при рассмотрении в судебном заседании жалобы на действия управляющего встал вопрос о факте присутствия и голосования таких кредиторов на собрании.

Во избежание подобных случаев управляющему с учетом мнения собрания (комитета) кредиторов целесообразно оформлять протокол собрания кредиторов таким образом, чтобы можно было четко определить, кто из кредиторов присутствовал на собрании кредиторов и кто за какие решения голосовал.

Самым оптимальным вариантом может быть оформление бюллетеней для голосования. При этом в обязательном порядке в материалах дела экономического суда должен присутствовать лист регистрации участников собрания и документы о надлежащем уведомлении кредиторов о дате, времени и месте его проведения.

Грамотно оформленные протоколы собраний (комитетов) кредиторов дают возможность кредиторам четко отслеживать ход принятия решений по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

6. Порядок установления требований кредиторов

Согласно ч. 2 и 4 ст. 89 Закона о банкротстве управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после их получения, по итогам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов и о результатах рассмотрения письменно уведомляет кредиторов в срок, не превышающий семи дней со дня получения требований.

Если требование кредитора не оформлено надлежащим образом или не представлены необходимые документы, для устранения выявленных погрешностей управляющий предоставляет кредитору срок не менее семи дней со дня получения кредитором сообщения управляющего о необходимости устранения выявленных погрешностей.

В случае когда требование кредитора не оформлено надлежащим образом или не представлены необходимые документы, управляющему необходимо указывать конкретный срок для их устранения. Если управляющий в своем уведомлении о рассмотрении требования кредитора просит устранить погрешности в срок «не менее семи дней», то в таком случае кредитор сможет их устранять и в течение года, а управляющий не сможет утверждать, что кредитором нарушен какой-либо срок, так как фактически никакой срок установлен не был.

7. Составление управляющим списка имущества и долгов должника и отчета о его имуществе

Список имущества и долгов должника <*> составляется управляющим после открытия конкурсного производства и представляется в экономический суд не позднее десяти дней до даты проведения первого собрания кредиторов.

Список имущества и долгов должника должен содержать:

стоимость имущества;

размеры и виды долгов;

имя (наименование) каждого выявленного кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты.

Только в случае, если список имущества и долгов должника представлен в экономический суд должником и управляющий не имеет по нему никаких замечаний, новый список не составляется.

Отчет об имуществе должника <*> представляется управляющим в экономический суд, собрание (комитет) кредиторов и для ознакомления кредиторам не позднее пятнадцати дней после даты проведения первого собрания кредиторов.

Отчет об имуществе должника должен содержать:

причину неплатежеспособности должника — юридического лица или неспособности должника — индивидуального предпринимателя рассчитаться по своим обязательствам и время ее возникновения;

сведения о необходимости, возможностях и об условиях возврата имущества должника;

требования должника к кредиторам;

данные бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату (для организаций, ведущих учет в книге учета доходов и расходов, — данные книги учета доходов и расходов на последний календарный день отчетного периода по налогу при упрощенной системе налогообложения), сведения об обязательствах, составе и стоимости имущества должника — индивидуального предпринимателя;

сведения об уголовно наказуемых деяниях, связанных с неплатежеспособностью должника — юридического лица или неспособностью должника — индивидуального предпринимателя рассчитаться по своим обязательствам;

иные обстоятельства, являющиеся существенными для производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

В заключение

Таким образом, с учетом вышеперечисленных обязанностей управляющего в ходе осуществления своих полномочий в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) кредиторам предоставлены широкие полномочия по контролю за ходом процедур банкротства.