Сегодня технологии занимают решающее место в нашей жизни. Мы не можем представить свое существование без «гаджетов», мобильных и компьютерных приложений. Все больше открывается IT-компаний различных направленностей, все больше становится специалистов в данной сфере. В связи с этим возрастает необходимость создания и заключения соответствующих договоров в сфере IT-технологий.

После разработки компьютерной программы заключается договор на ее техническую поддержку. Это вызвано тем, что не каждый компьютерный продукт может идеально функционировать без сбоев в работе, в связи с чем заключаются такого рода договоры.

Заключение таких договоров хотя и не является обязательным, но тем не менее рекомендуется ввиду особенностей эксплуатации программ. В рамках сопровождения исполнитель выдает заказчику указания и рекомендации по вопросам эксплуатации и функционирования программ, внесения изменений в настройки. Обычно для таких консультаций организуется «горячая линия» — техническая поддержка с использованием телефонной и электронной связи.

По своей правовой природе договор на техническую поддержку компьютерной программы является разновидностью договора на оказание услуг. Исходя из этого, к данному договору будут применяться нормы гл. 39 ГК, а также субсидиарно ст. 656 — 695 ГК.

По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги <*>.

Исходя из вышеизложенного, по договору на техническое обслуживание компьютерной программы исполнитель обязуется в течение срока действия договора оказывать услуги по техническому обслуживанию компьютерной программы с периодичностью, предусмотренной соглашением сторон, а заказчик обязуется оплачивать оказанные услуги.

Следовательно, рассматриваемый договор является консенсуальным, взаимным, возмездным, взаимосогласованным, компромиссным.

В качестве предмета данного договора выступают услуги по техническому поддержанию компьютерной программы. Согласно п. 3 постановления Пленума ВХС от 16.12.1999 N 16 вид оказываемой услуги, выступающий в качестве предмета данного договора, является его существенным условием.

Цена договора не будет являться его существенным условием. Цена по данному договору может формироваться в зависимости от объема оказанных услуг либо же по другим критериям и может быть согласована сторонами в счет-фактурах, описаниях задания и в другого рода документах, которые будут являться неотъемлемой частью договора.

Срок договора будет являться его существенным условием. В связи с тем, что в гл. 39 ГК отсутствует прямое указание на согласование сторонами срока договора, к нему будут применяться общие положения о подряде. Так, в ст. 662 ГК указывается, что в договоре подряда сторонам необходимо согласовать начальный и конечный срок оказания услуг (выполнения работ). Естественно, стороны в договоре могут согласовать определенный промежуток времени, в течение которого исполнитель по договору будет оказывать услуги по техническому поддержанию компьютерной программы. Но также стороны могут согласовать определенный срок в описаниях задания при разовой необходимости технического поддержания компьютерной программы.

В договоре важно определить контактные данные сторон и время, в течение которого исполнитель предоставляет консультации. Кроме того, в рамках сопровождения исполнитель устраняет ошибки и недоработки в программе (системе), которые не были обнаружены на этапе разработки и внедрения. При этом в договоре следует указывать время устранения ошибок в зависимости от их важности (влияния на бизнес-процессы заказчика).

Договор на техническую поддержку компьютерной программы подпадает под общее правило о форме сделок, т.е. данный договор должен быть совершен в простой письменной форме <*>.

Права и обязанности сторон договора могут устанавливаться исходя из норм законодательства Республики Беларусь, а также по соглашению сторон. Так, например, стороны в договоре на техническую поддержку компьютерной программы могут указать, что:

— заказчик при обнаружении неисправности в компьютерной программе должен незамедлительно прекратить пользоваться компьютерной программой и сообщить в центр технической поддержки для устранения соответствующих сбоев в работе компьютерной программы. В противном случае заказчик не вправе ссылаться на причиненный ему ущерб в связи с использованием неисправной компьютерной программы.

Таким образом, исполнитель по договору может обезопасить себя от жалоб и последующих судебных расходов из-за неосторожного пользования компьютерной программой со стороны заказчика.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex