Юрий Александрович Никитин,
заместитель начальника отдела прокуратуры
Минской области, кандидат юридических наук,
доцент

1. Преамбула

В нашей стране постоянно принимаются организационно-практические меры по дебюрократизации госаппарата, упрощению административных процедур, повышению качества обслуживания населения (сокращение очередей, обеспечение внимательного отношения к заявителям, установление удобного режима работы госучреждений и т.д.). Причем эта работа — одно из основных направлений госполитики.

В общем виде цель такой работы можно определить как поворот госаппарата лицом к населению и максимальное приближение власти к простому человеку путем сокращения административных барьеров, обеспечения максимального удобства при их прохождении и прозрачности в работе госорганов.

2. Правовая основа осуществления административных процедур

Закон об основах административных процедур, указы N 200 и 202, постановления Совмина N 156 и 740, иные подзаконные нормативные акты определяют:

— наименования административных процедур;

— уполномоченные органы;

— исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами;

— сроки осуществления административных процедур и действия выдаваемых при этом справок или других документов;

— размер платы за административные процедуры или порядок ее определения.

Виды административных процедур устанавливает их перечень, утвержденный Указом N 200, и единый перечень, утвержденный постановлением Совмина N 156.

В 2022 году вступят в силу нормы Указа N 240 и постановления Совмина N 548.

3. Понятие, принципы и порядок осуществления административных процедур

Административная процедура — действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица. Предусматривают установление (предоставление, удостоверение, подтверждение, регистрацию, обеспечение), изменение, приостановление, сохранение, переход или прекращение прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающихся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности (п. 1 ст. 1 Закона об основах административных процедур).

К числу заинтересованных лиц, которые вправе обратиться за административной процедурой, относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане (лица без гражданства), в том числе ИП, юридические лица, иные организации.

Основные принципы осуществления административных процедур:

— законность;

— равенство заинтересованных лиц перед законом;

— приоритет интересов заинтересованных лиц;

— открытость и оперативность административной процедуры;

— территориальная доступность административной процедуры;

— заявительный принцип одного окна (ст. 4 Закона об основах административных процедур).

Административные процедуры осуществляет уполномоченный орган по месту жительства (пребывания, когда регистрация по месту пребывания обязательна) граждан или по месту нахождения юридических лиц. Административные процедуры в отношении недвижимого имущества осуществляются по месту его нахождения. Законодательные акты и постановления Совмина могут определить иные правила подведомственности административных процедур.

Согласно Закону об основах административных процедур заинтересованное лицо может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через представителей, если иное не предусматривают законодательные акты.

Заинтересованные лица имеют права, перечисленные в ст. 10 Закона об основах административных процедур, в том числе право:

— бесплатно получать необходимые формы (бланки) документов;

— принимать участие в осуществлении административных процедур, если не предусматривается иного;

— получать административные решения (их копии, выписки из них);

— отозвать свое заявление в любое время до окончания административной процедуры;

— обжаловать принятые административные решения.

Обязанности заявителей:

— вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать в их отношении нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;

— представлять в уполномоченные органы предусмотренные законодательством документы и (или) сведения;

— вносить плату за осуществление административных процедур;

— своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (пребывания, нахождения) в период осуществления административной процедуры (ст. 11 Закона об основах административных процедур).

Уполномоченный орган при подаче заявления не вправе требовать иные документы и (или) сведения, кроме включенных в соответствующий перечень. Исключение составляют документы, удостоверяющие личность, подтверждающие регистрацию ИП или полномочия представителя (п. 2 ст. 15 Закона об основах административных процедур).

Сроки осуществления административных процедур определяются календарной датой, истечением периода (исчисляется годами, месяцами, неделями или днями), а также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (см. подробнее ст. 12 Закона об основах административных процедур).

Административная процедура может быть как платной, так и бесплатной. При осуществлении административных процедур может взиматься:

— сбор (пошлина), уплачиваемый заинтересованными лицами;

— плата за услуги (работы).

Заинтересованное лицо подает заявление в письменной форме. Исключение составляют случаи, когда законодательство допускает его подачу в устной форме, например в ходе приема заинтересованного лица.

4. Административные решения и порядок их обжалования

При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченный орган принимает решение:

— об отказе в принятии заявления;

— осуществлении административной процедуры;

— отказе в осуществлении административной процедуры.

Основания для отказа содержит ст. 25 Закона об основах административных процедур. Так, уполномоченный орган откажет в осуществлении административной процедуры:

— в случае ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусматривают законодательные акты;

— в случае представления заинтересованным лицом документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных;

— в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина.

Заинтересованное и третье лицо вправе обжаловать решение уполномоченного органа в административном (внесудебном) порядке.

Административная жалоба направляется в вышестоящий госорган (вышестоящую организацию) либо в госорган, иную организацию, к компетенции которых относится ее рассмотрение.

В судебном порядке административное решение обжалуется после обжалования в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок не предусматривает законодательство. В случае отсутствия органа, рассматривающего жалобу, административное решение можно обжаловать непосредственно в суд.

Как показывает правоприменительная и судебная практика, чаще всего заинтересованные лица обжалуют административные решения об отказе в осуществлении административной процедуры на основании абз. 4 ст. 25 Закона об основах административных процедур. При этом административные решения госорганов суды, как правило, признают законными и обоснованными.

Пример

Экономический суд отказал в удовлетворении требований ЧТПУП «А» о признании недействительным решения администрации района.

По заявлению ЧТПУП «А» в Торговый реестр включили сведения о торговом объекте, в котором в числе иных товаров реализовывались крепкие алкогольные и слабоалкогольные напитки. ЧТПУП «А» подало в службу «одно окно» администрации района заявление о согласовании режима работы магазина с 00:00 до 24:00 (круглосуточно). Администрация района в согласовании такого режима отказала.

При вынесении решения суд руководствовался следующим. Законодательство прямо не устанавливает оснований, при которых администрация района может отказать в осуществлении административной процедуры, предусмотренной п. 9.6 единого перечня.

Согласно ст. 5 Закона об основах профилактики правонарушений местные исполнительные и распорядительные органы выявляют причины правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимают меры по их устранению. В соответствии со ст. 18 данного Закона согласовывают с органами внутренних дел режим работы торговых объектов и объектов общепита, реализующих алкогольные напитки, а также слабоалкогольные напитки и пиво в ночное время.

Управление внутренних дел администрации района с учетом анализа влияния деятельности указанных объектов торговли на состояние криминогенной обстановки отказало в согласовании круглосуточного режима работы магазина ЧТПУП «А».

Суд согласился с доводами заявителя, что в силу подп. 4.1 п. 4 Декрета N 7 согласование режима работы торговых объектов с органами внутренних дел не предусматривается. Вместе с тем это не препятствует субъекту профилактики выражать свое мнение о реализации профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами в состоянии алкогольного опьянения.

Как свидетельствовали представленные заинтересованным лицом фотографии, в непосредственной близости от входа в магазин находились балконы и окна квартир жилого дома. Постановление Совмина N 399 утвердило Правила, определяющие порядок пользования жилыми помещениями в жилых домах государственного и частного жилфондов, согласно которым с 23:00 до 7:00 не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей и других действий).

Как следовало из административного решения, а также как пояснил представитель заинтересованного лица, администрация района приняла оспариваемое решение в рамках реализации полномочий, предоставленных Законом о местном управлении, с учетом:

— фактического расположения магазина в многоквартирном жилом доме;

— комплексной оценки состояния криминогенной обстановки в районе;

— реализации профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами в состоянии алкогольного опьянения.

Таким образом, основанием к отказу в осуществлении административной процедуры стала реализация администрацией района общей меры профилактики правонарушений.

Буквальное значение слова «согласовать» означает «обсудив, выработать единое мнение о чем-нибудь, дать согласие на что-либо».

Отсутствие в законодательстве прямо предусмотренных оснований для отказа в осуществлении рассматриваемой административной процедуры не означает автоматического (безусловного) согласования режима работы торговых объектов после 23:00 и до 7:00 вне зависимости от конкретных обстоятельств и места размещения. Подобное 100-процентное согласование не потребовало бы принятия решения, отнесенного к компетенции органа местного управления первичного уровня.

Декрет N 7 предоставил субъектам хозяйствования право при осуществлении экономической деятельности самостоятельно, без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами (что требовалось ранее) устанавливать режим работы принадлежащих им розничных торговых объектов. Однако тот же Декрет N 7 установил исключения, потребовав согласования режима работы таких объектов в период с 23:00 до 7:00.

Если бы законодатель исходил из того, что уполномоченный орган (администрация района) будет согласовывать всем без исключения заинтересованным лицам режим работы объектов торговли после 23:00 до 7:00 только на основании заявления, необходимости в согласовании не было бы. После вступления в силу Декрета N 7 не требуется согласовывать режим работы в иное время (с 7:00 до 23:00).

Суд пришел к выводу, что оспариваемое заявителем административное решение соответствовало законодательным актам, регулирующим вопросы осуществления административных процедур. Заинтересованное лицо имело все полномочия на его принятие. Основания для признания отказа администрации района недействительным отсутствовали.

Вышестоящие судебные инстанции оставили данное решение экономического суда в силе.

5. Особенности подачи заявлений в электронной форме

Законодательные акты и постановления Совмина, наряду с подачей заявления заинтересованного лица в письменной либо устной форме, могут предусмотреть возможность его подачи в электронной форме через единый портал электронных услуг .

Особенности подачи заявлений в электронной форме заключаются в необходимости получить доступ к порталу. Таким способом можно воспользоваться лишь в отношении административных процедур, указанных в перечне процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг.

Заявление в электронной форме подается:

— с использованием уникального идентификатора заинтересованного лица (кроме случаев, когда заинтересованным является юридическое лицо). Идентификатор можно получить в Наццентре электронных услуг и через службу «одно окно». Порядок получения устанавливает Совмин;

— с использованием личного ключа электронной цифровой подписи. Ключ тоже можно получить через Наццентр электронных услуг;

— без использования вышеназванных средств идентификации.

6. Рассмотрение заявлений в службе «одно окно»

Чтобы обеспечить прием заявлений заинтересованных лиц в одном месте, в местных исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня, а также в администрациях районов в городах создаются службы «одно окно». Порядок их создания и деятельности определяет законодательство (п. 5 ст. 6 Закона об основах административных процедур).

Деятельность службы регламентирует Положение, утвержденное Указом N 202. Перечень административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», утвердило постановление Совмина N 740. Координирует деятельность госорганов, иных организаций, службы «одно окно» по вопросам осуществления административных процедур Минюст (п. 1 постановления Минюста N 135).

Основной целью службы «одно окно» является обеспечение в одном месте приема заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур и выдачи административных решений по ним в соответствии с перечнем, установленным Совмином.

Основные задачи службы «одно окно»:

— создание условий для подачи в одном месте заинтересованными лицами заявлений об осуществлении административных процедур;

— обеспечение своевременной и качественной подготовки документов, необходимых для административных процедур;

— выдача административных решений.

Функции службы «одно окно» закрепляет п. 6 Положения о порядке создания и деятельности службы «одно окно». Среди них:

— выдача справок (выписок) из госрегистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов и систем;

— подготовка к рассмотрению заявлений, а также представляемых вместе с ними документов и (или) сведений, передача материалов в уполномоченные органы, в том числе в виде электронных документов (при необходимости).

Административные процедуры осуществляются в соответствии с законодательством, регулирующим сферу общественных отношений, к которой относятся соответствующие процедуры.

При этом местный исполнительный и распорядительный орган, в котором создается служба «одно окно»:

— обеспечивает взаимодействие, в том числе электронное, между службой «одно окно», структурными подразделениями местного исполнительного и распорядительного органа и другими госорганами, иными организациями при осуществлении административных процедур;

— создает условия для использования программного комплекса «Одно окно», иных подсистем функционального назначения общегосударственной автоматизированной информационной системы, иных информационных ресурсов и систем, необходимых для осуществления административных процедур.

7. Осуществление административных процедур в отношении субъектов хозяйствования

К числу заинтересованных лиц, которые вправе обратиться за осуществлением административной процедуры, относятся не только граждане, но и ИП и юридические лица. Как уже отмечалось, административные процедуры в отношении их осуществляются в соответствии с единым перечнем, утвержденным постановлением Совмина N 156.

В то же время в целях упорядочения регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дальнейшего совершенствования порядка осуществления административных процедур 25.06.2021 принят Указ N 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» (вступает в силу 27.03.2022, за исключением отдельных положений).

Нормы Указа N 240 закрепляют принципы осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования (юридических лиц и ИП):

— доступность и приоритет учета интересов субъектов хозяйствования;

— недопустимость отказа в приеме заявления субъекта хозяйствования и осуществлении административной процедуры по основаниям, не предусмотренным законодательством;

— определение перечня документов и (или) сведений, представляемых для осуществления административной процедуры, и недопустимость требования документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательством, а также документов и (или) сведений, которые уполномоченный орган имеет либо может запросить самостоятельно;

— обеспечение максимально возможного удобства осуществления административных процедур, в том числе посредством службы «одно окно».

Во исполнение Указа N 240 постановление Совмина N 548, основные положения которого вступают в силу 27.03.2022, утвердило единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, а также форму регламента таких процедур. Регламент предусматривает:

— особенности осуществления административной процедуры (наименование уполномоченного органа, НПА, регулирующие порядок осуществления, иные особенности);

— документы и (или) сведения, необходимые для административной процедуры;

— сведения о справке или ином документе, выдаваемом (принимаемом, согласовываемом, утверждаемом) уполномоченным органом по результатам административной процедуры;

— вид и размер платы за осуществление административной процедуры или перечень затрат, связанных с ее осуществлением;

— порядок подачи (отзыва) административной жалобы.

8. Ответственность за нарушение законодательства об административных процедурах

За нарушение законодательства об административных процедурах руководители и иные работники уполномоченного органа, других госорганов и иных организаций несут ответственность в соответствии с законодательными актами. Так, административную ответственность по ст. 10.19 КоАП влечет:

— требование представить документы или сведения, не предусмотренные законодательством;

— требование документов или сведений, которые госорган, иная организация должны запрашиваться самостоятельно;

— несоблюдение установленных сроков предоставления документов или сведений, необходимых для административной процедуры, сроков ее осуществления;

— неправомерный отказ в осуществлении административной процедуры;

— неправомерное взимание платы за осуществление административной процедуры.

В силу подп. 3.1 п. 3 Указа N 566 руководители госорганов и иных организаций несут персональную ответственность за состояние работы по осуществлению административных процедур. Поэтому, помимо административной, возможно привлечение к иной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Правом на составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 10.19 КоАП наделены должностные лица органов КГК, областных и Минского горисполкомов, районных, городских исполкомов, администраций районов в городах, а также прокуроры (при осуществлении надзорных функций).

Полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях обладают судьи районных городских судов, а также должностные лица органов КГК по составленным ими протоколам.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex