Правительством и КГК утверждена программа действий по стабилизации цен, совершенствованию методологии ценообразования и контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании на 2022 год.

Отметим, что:

— такая мера воздействия, как приостановка деятельности субъекта хозяйствования органами государственного управления не является новацией. В частности, до конца 2021 года такое право органам государственного управления было предоставлено п. 20 Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»;

— не все вышеперечисленные органы имели право приостанавливать деятельность торгового объекта за «завышение цен». Данное право было предоставлено исключительно министру антимонопольного регулирования и торговли.

Также стоит отметить, что прекращение срока действия п. 20 Указа № 143 не исключало возможность приостановки деятельности торгового объекта за «завышение цен» и в текущем году: такие полномочия министру антимонопольного регулирования и торговли предоставлены Положением о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совмина от 06.09.2016 № 702 «Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь» (подп. 9.8 Положения ).

Накопленная практика применения государственными органами приостановки деятельности субъекта хозяйствования показывает, что данная мера воздействия применяется, как правило, в двух случаях:

— субъект хозяйствования грубо нарушает законодательство (в том числе о ценах и ценообразовании);

— субъект хозяйствования повышает цены без учета параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, тогда как внутренние резервы субъекта хозяйствования позволяют осуществлять деятельность без такого повышения цен.

При этом отметим, что во всех НПА, предусмотрен контроль и привлечение к ответственности (будь то административная ответственность или приостановка деятельности) именно за несоблюдение субъектом хозяйствования законодательства о ценах и ценообразовании, а не за «завышение цен». Т.е., если субъектом хозяйствования осуществлено повышение цен, но законодательного запрета на такое повышение цен не установлено, то данное повышение цен (как бы оно не толковалось тем либо иным лицом), не является нарушением законодательства о ценах и ценообразовании, и, следовательно, в отношении данного деяния ответственность НПА не предусмотрена.

Кроме того, следует иметь ввиду что приостановка деятельности может быть осуществлена не только МАРТ в соответствии с порядком, предусмотренным Положением № 702, но и, например, путем приостановки действия лицензии органами государственного управления, уполномоченными на выдачу лицензий и их отзыва.

Рассмотрим эти ситуации на конкретных примерах: 

Пример 1

В июне 2016 г. Минюст отозвал лицензию у ООО «Центр торговли недвижимостью «ПАКОДАН» за нарушение законодательства, выразившееся в применении тарифов (ставок) на риэлтерские услуги выше установленных постановлением Совмина от 14.03.2008 № 386 «О некоторых мерах по реализации Указа президента Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 140».

Пример 2

В первой половине 2022 года за грубые нарушения законодательства о ценообразовании по требованию Комитета государственного контроля приостановлена деятельность 21 торговых объектов. В частности, по причине множественных нарушений законодательства о ценообразовании (практически весь ассортимент социально значимой продукции павильона (гречневая крупа, макаронные изделия, мука, отечественная плодоовощная продукция и пр.) предлагался к реализации по розничным ценам, сформированным с нарушением законодательства), сопровождавшихся также несоблюдением санитарно-гигиенических норм, отсутствием документов, подтверждающих приобретение товаров, их качество и безопасность, отсутствием унифицированных контрольных знаков были приостановлены деятельность торговых объектов в Витебской и Гомельской областях.

Пример 3

Во второй половине апреля 2022 г. по требованию Комитета государственного контроля Минздравом приостановлена лицензия на фармацевтическую деятельность крупного импортера лекарственных средств: по 130 наименованиям лекарственных средств установленные цены на 10-20 % превышали уровень цен, установленный в соответствии с законодательством.

Пример 4

Источник — https://ru.freepik.com/

С февраля 2021 года в связи с отменой освобождения от уплаты НДС (т.е. по не зависящим от субъекта хозяйствования причинам) в рамках порядка формирования цен, определенного Указом от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» аптечными сетями было осуществлено повышение цен, носившее повсеместный характер.

В марте 2021 года Комитетом государственного контроля совместно с иными государственными органами были проведены контрольно-аналитические мероприятия, в результате которых аптечным сетям было предложено вернуть цены на уровни января 2021 года (т.е. до момента отмены от освобождения от уплаты НДС) за счет введения аптечными сетями скидок, уменьшения размера применяемых торговых надбавок (ниже уровней, определенных Указом № 366). Некоторые организации проигнорировали рекомендации об ограничении розничных цен на лекарства.

Деятельность ряда аптечных объектов (28 аптек Минска, Гомеля, Бобруйска и Жодино) была приостановлена. При этом, так как выше названными аптеками не было нарушено законодательство о ценообразовании (цены были сформированы в соответствии с нормами Указа № 366), то им вменялось в вину несоблюдение требований законодательства при осуществлении фармацевтической деятельности.

Требование (предложение) приостановить деятельность (реализацию товаров, работ, услуг) проверяющий (контролирующий) орган вправе вынести лишь при проведении проверки или в ходе мониторинга в рамках Указа № 510.


Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом  запрещено правообладателем.