Вопрос: Торговая организация размещает через интернет-ресурсы (kufar.by, av.by) объявления о продаже товаров. В связи с этим ей ежемесячно оказываются услуги:

— по предоставлению онлайн-кабинета для размещения на kufar.by рекламных объявлений, дополнительному продвижению объявлений (поднятие, закрепление, выделение объявлений);

— в рамках рекламного пакета «Pro-аккаунт» на av.by. Рекламный пакет включает создание, редактирование и размещение рекламных материалов (объявлений) через личный кабинет на av.by.

Как организации отразить стоимость данных услуг в бухучете и при расчете налога на прибыль?

Ответ: Стоимость услуг в бухучете относится на расходы на реализацию, при расчете налога на прибыль отражается в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Обоснование: Под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абз. 10 ст. 2 Закона N 225-З).

Объект рекламирования — это продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера (абз. 7 ст. 2 Закона N 225-З).

В рассматриваемой ситуации стоимость всех поименованных в вопросе услуг, по нашему мнению, относится к затратам на рекламу, поскольку, размещая объявления о продаже товаров на интернет-ресурсах, организация привлекает внимание потенциальных покупателей к таким товарам, а также к самой организации. В бухгалтерском учете расходы на рекламу учитываются торговой организацией на счете 44 «Расходы на реализацию» в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от даты проведения расчетов по ним. Основанием для отражения является ПУД, который может быть двусторонним или составленным каждой из сторон договора единолично, если такое его составление предусмотрено договором, заключенным в письменной форме. По окончании отчетного периода расходы на рекламу в составе расходов на реализацию в полной сумме списываются в дебет субсчета 90-6 «Расходы на реализацию» (абз. 3 п. 12, ч. 2 п. 32 Инструкции N 102; ч. 1, 3 и 4 п. 35, ч. 1 и 13 п. 70 Инструкции N 50; п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 10 Закона N 57-З; абз. 2 п. 1, п. 1-1 постановления N 13).

Для налога на прибыль в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — затраты по производству и реализации) учитываются в том числе расходы на рекламу в средствах массовой информации (СМИ), с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (абз. 2 и 4 подп. 2.10 ст. 170 НК).

СМИ — форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет, а также сетевое издание как форма распространения массовой информации с использованием глобальной компьютерной сети Интернет. В свою очередь, сетевое издание — это интернет-ресурс, прошедший государственную регистрацию в порядке, установленном Законом N 427-З. Интернет-ресурс, не зарегистрированный в качестве сетевого издания, СМИ не является (п. 19-1 и 20 ст. 1, ч. 2 п. 1 ст. 11, ст. 13 Закона N 427-З). Перечень сетевых изданий, зарегистрированных в Государственном реестре СМИ, размещен на официальном сайте Мининформа. Интернет-ресурсы av.by, kufar.by не включены в данный перечень. Соответственно, они не относятся к СМИ, а реклама, размещаемая на данных интернет-ресурсах, не относится к рекламе в СМИ.

Какая реклама относится к рекламе через информационно-телекоммуникационные сети, разъяснено в письме МНС N 2-2-10/00935. Информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой систему передачи данных, предназначенную для передачи информации, доступ к которой осуществляется с использованием компьютерных и иных информационных устройств. Реклама в интернете (на сайтах, в социальных сетях, мессенджерах) является примером рекламы, размещаемой через информационно-телекоммуникационные сети. Полагаем, что рекламу на интернет-ресурсах av.by, kufar.by можно отнести к рекламе через информационно-телекоммуникационные сети. Расходы на такую рекламу реализуемых товаров в полном объеме учитываются в затратах по производству и реализации (ч. 1 п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170 НК). С этой целью организации необходимо наличие соответствующих документов (договоров, актов и т.д.), подтверждающих факт размещения рекламы через информационно-телекоммуникационные сети.

Отметим, что затраты по производству и реализации отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (ч. 1 п. 3 ст. 169 НК).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex